https://sn.ria.ru/20200415/1570036379.html
Образование для дошкольников дома: развиваемся и играем в самоизоляции
Образование для дошкольников дома: развиваемся и играем в самоизоляции - Социальный навигатор РИА Новости, 16.10.2020
Образование для дошкольников дома: развиваемся и играем в самоизоляции
В режиме самоизоляции родители дошкольников целыми днями проводят время вместе с детьми и самостоятельно занимаются развитием своего ребенка. Как поддержать... Социальный навигатор РИА Новости, 16.10.2020
2020-04-15T09:00:00+03:00
2020-04-15T09:00:00+03:00
2020-10-16T13:51:00+03:00
сн_образование
московский государственный психолого-педагогический университет (мгппу)
социальный навигатор
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149919/56/1499195680_0:386:7360:4526_1920x0_80_0_0_4b3374f7400294a49a424ad41487149d.jpg
МОСКВА, 24 апр — РИА Новости, Мария Тихонова. В режиме самоизоляции родители дошкольников целыми днями проводят время вместе с детьми и самостоятельно занимаются развитием своего ребенка. Как поддержать детскую образовательную инициативу? Что важно для подготовки к школе? И как организовать образовательную деятельность в домашних условиях? Об этом в материале "Социального навигатора".Создать условия для развитияДля того, чтобы ребенок проявлял инициативу и интерес к обучению, ему нужно создавать необходимые условия. Это задача взрослых, считает доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук Екатерина Клопотова.По словам ученого, взрослый, который с интересом включается в деятельность ребенка, показывает пример инициативы и любознательности. Глядя на него, ребенок учится задавать вопросы и стремится узнать что-то новое. Взрослому в этой ситуации важно занять такую позицию, которая бы позволяла ребенку проявлять самостоятельность — важно избегать постоянного контроля и излишней опеки."Если взрослые заняты и не могут уделить ребенку внимания, то предоставьте ему возможность самому придумать себе занятие. Главное — не допускать гиперопеки со стороны взрослого. Предпочтительнее умеренное включение в деятельность. Но если выбирать между ситуацией гиперопеки и отстранения, то последнее — более благоприятный вариант для проявления детской инициативы", — отметила Екатерина Клопотова.По ее мнению, чем больше взрослый присутствует в жизни ребенка, тем в меньшей степени он научится осознавать свои желания и организовывать себя сам. А это тоже очень важно для подготовки к школе и дальнейшей жизни.В городских условиях, по словам ученого, больше всего проблем возникает у родителей воспитывающих детей в небольших квартирах, когда в одной комнате приходится находиться всей семье."Даже если у вас однокомнатная квартира и два ребенка, у каждого должен быть свой уголок, личное пространство. И оно должно быть оговорено. Отлично, если есть возможность принести огромную коробку, в которой дети могли бы сделать себе домик, чтобы периодически уходить туда поиграть", — рекомендует эксперт.Клопотова отметила, что сегодня, когда семьи проводят много времени вместе, особенно важно, чтобы у ребенка было личное пространство.Не обучать специальноВ режиме самоизоляции обучение дошкольника школьным предметам, таким как чтение или письмо, не должно становиться первоочередной задачей родителей, считает Екатерина Клопотова. Ученые не выявили связи между умением ребенка читать или писать и успехом в школе. Стоит обратить внимание на развитие других навыков."В первую очередь — это произвольность и внутренний план действий, то есть способность ребенка действовать в уме. А также познавательная активность. Развитие всех этих процессов можно легко включить в повседневную жизнь", — рассказала ученый.По ее мнению, для этого необходимо, чтобы у старшего дошкольника были какие-то обязанности: убрать за собой постель, помыть или убрать тарелку. Родители должны следить за их исполнением. Удержание правил и их соблюдение — это важный момент готовности к школьному обучению. Если ребенок идет в школу, не умея соблюдать правила, у него неизбежно возникнет очень много проблем, даже если он отлично пишет, читает и считает.Для развития произвольности, по словам эксперта, у ребенка должен быть режим дня. Его необходимо соблюдать не только в ключевых моментах: подъем, сон, прием пищи — но и в игровой деятельности. Договоритесь, что каждый вечер какое-то время отводится, например, на настольные игры. Они отлично подходят для развития произвольности и подготовки к школе с одной стороны, а с другой — для содержательного времяпровождения с родителями.Развивать познавательную активность можно с помощью увлекательных домашних экспериментов, считает Клопотова. Можно выращивать кристаллы, делать леденцы, смешивать соду с лимонной кислотой. Это мотивирует ребенка узнавать что-то новое.Выбирать правильные игрыОбразовательная деятельность в дошкольном возрасте, по словам Екатерины Клопотовой, это не сетка занятий."Это не полчаса чтения, счета или письма. Только если ребенок уже ходил на подготовку к школе, у него есть тетрадки и занятия, которые ему нравятся, можно продолжать делать это ежедневно, затрачивая на это не больше 20-30 минут в день", — объяснила эксперт.Для образовательной деятельности дошкольника, по ее мнению, лучше всего подойдут игры, где нужно соблюдать правила, что-то объяснять и показывать."Например, у взрослой игры "Я знаменитость", есть детский вариант — "Кто я". Нужно наклеить на лоб бумажку с названием животного или известного ребенку персонажа. Он, задавая вопросы, должен пытаться угадать, кто там написан. Эта игра очень полезна для подготовки к школьному обучению, потому что ребенок должен соблюдать очередность, формулировать вопросы, стараться правильно угадать своего персонажа", — посоветовала специалист.В режиме самоизоляции очень важно организовать двигательную активность, которая отвечает за формирование нервных связей и умственное развитие. Эксперт отметила, что для этого отлично подойдет игра "Море волнуется раз, море волнуется два". Она связана и с движениями, и с моторикой и со способностью прочитать посыл, который тебе "зашифровал" другой человек."Отлично подойдет игра "Твистер" или домашняя полоса препятствий из доступных средств", — рекомендовала спикер.Читать и давать ребенку новую информацию тоже важно, напомнила Клопотова, но подходить к выбору книг нужно с осторожностью. Литература должна соответствовать и возрастным потребностям детей и индивидуальным предпочтениям. Кто-то любит сказки, а кому-то больше нравится познавательная литература.Организовать позитивную атмосферу в семьеЕкатерина Клопотова советует родителям рассматривать самоизоляцию, как время возможностей. Она считает, что за это время родители старших дошкольников могут сформировать у ребенка позитивное отношение к обучению в школе."Очень важно, чтобы в семье в этот период был позитивный фон. Отлично, если родители смогут достать свои старые фотографии и поговорить с ребенком о том, как они ходили в школу, о проблемах, которые возникали, и как они их решали", — рекомендует ученый.По ее словам, ребенок должен чувствовать поддержку родителей, ведь ему предстоит пойти в школу: к новому незнакомому взрослому, в новый коллектив детей. Ему очень важно понимать, что есть папа с мамой, которые уже прошли этот путь, у них есть опыт, которым они могут поделиться."Достать и посмотреть детские фотографии родителей – это всегда очень полезно и создает общее эмоциональное поле для детей и родителей", — заявила Екатерина Клопотова.Кроме того, ученый рекомендовала организовывать совместную деятельность так, чтобы родителям тоже было интересно играть и экспериментировать вместе с детьми.
https://sn.ria.ru/20200406/1569543105.html
https://sn.ria.ru/20200408/1569709290.html
https://sn.ria.ru/20200401/1569408962.html
https://sn.ria.ru/20190903/1558152960.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149919/56/1499195680_406:0:6955:4912_1920x0_80_0_0_20330c6b7f35c1317ed9600abe3c5b6d.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
сн_образование, московский государственный психолого-педагогический университет (мгппу), социальный навигатор
СН_Образование, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Социальный навигатор
МОСКВА, 24 апр — РИА Новости, Мария Тихонова. В режиме самоизоляции родители дошкольников целыми днями проводят время вместе с детьми и самостоятельно занимаются развитием своего ребенка. Как поддержать детскую образовательную инициативу? Что важно для подготовки к школе? И как организовать образовательную деятельность в домашних условиях? Об этом в материале
"Социального навигатора". Создать условия для развития
Для того, чтобы ребенок проявлял инициативу и интерес к обучению, ему нужно создавать необходимые условия. Это задача взрослых, считает доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук Екатерина Клопотова.
По словам ученого, взрослый, который с интересом включается в деятельность ребенка, показывает пример инициативы и любознательности. Глядя на него, ребенок учится задавать вопросы и стремится узнать что-то новое. Взрослому в этой ситуации важно занять такую позицию, которая бы позволяла ребенку проявлять самостоятельность — важно избегать постоянного контроля и излишней опеки.
"Если взрослые заняты и не могут уделить ребенку внимания, то предоставьте ему возможность самому придумать себе занятие. Главное — не допускать гиперопеки со стороны взрослого. Предпочтительнее умеренное включение в деятельность. Но если выбирать между ситуацией гиперопеки и отстранения, то последнее — более благоприятный вариант для проявления детской инициативы", — отметила Екатерина Клопотова.
По ее мнению, чем больше взрослый присутствует в жизни ребенка, тем в меньшей степени он научится осознавать свои желания и организовывать себя сам. А это тоже очень важно для подготовки к школе и дальнейшей жизни.
В городских условиях, по словам ученого, больше всего проблем возникает у родителей воспитывающих детей в небольших квартирах, когда в одной комнате приходится находиться всей семье.
"Даже если у вас однокомнатная квартира и два ребенка, у каждого должен быть свой уголок, личное пространство. И оно должно быть оговорено. Отлично, если есть возможность принести огромную коробку, в которой дети могли бы сделать себе домик, чтобы периодически уходить туда поиграть", — рекомендует эксперт.
Клопотова отметила, что сегодня, когда семьи проводят много времени вместе, особенно важно, чтобы у ребенка было личное пространство.
В режиме самоизоляции обучение дошкольника школьным предметам, таким как чтение или письмо, не должно становиться первоочередной задачей родителей, считает Екатерина Клопотова. Ученые не выявили связи между умением ребенка читать или писать и успехом в школе. Стоит обратить внимание на развитие других навыков.
"В первую очередь — это произвольность и внутренний план действий, то есть способность ребенка действовать в уме. А также познавательная активность. Развитие всех этих процессов можно легко включить в повседневную жизнь", — рассказала ученый.
По ее мнению, для этого необходимо, чтобы у старшего дошкольника были какие-то обязанности: убрать за собой постель, помыть или убрать тарелку. Родители должны следить за их исполнением. Удержание правил и их соблюдение — это важный момент готовности к школьному обучению. Если ребенок идет в школу, не умея соблюдать правила, у него неизбежно возникнет очень много проблем, даже если он отлично пишет, читает и считает.
Для развития произвольности, по словам эксперта, у ребенка должен быть режим дня. Его необходимо соблюдать не только в ключевых моментах: подъем, сон, прием пищи — но и в игровой деятельности. Договоритесь, что каждый вечер какое-то время отводится, например, на настольные игры. Они отлично подходят для развития произвольности и подготовки к школе с одной стороны, а с другой — для содержательного времяпровождения с родителями.
Развивать познавательную активность можно с помощью увлекательных домашних экспериментов, считает Клопотова. Можно выращивать кристаллы, делать леденцы, смешивать соду с лимонной кислотой. Это мотивирует ребенка узнавать что-то новое.
Образовательная деятельность в дошкольном возрасте, по словам Екатерины Клопотовой, это не сетка занятий.
"Это не полчаса чтения, счета или письма. Только если ребенок уже ходил на подготовку к школе, у него есть тетрадки и занятия, которые ему нравятся, можно продолжать делать это ежедневно, затрачивая на это не больше 20-30 минут в день", — объяснила эксперт.
Для образовательной деятельности дошкольника, по ее мнению, лучше всего подойдут игры, где нужно соблюдать правила, что-то объяснять и показывать.
"Например, у взрослой игры "Я знаменитость", есть детский вариант — "Кто я". Нужно наклеить на лоб бумажку с названием животного или известного ребенку персонажа. Он, задавая вопросы, должен пытаться угадать, кто там написан. Эта игра очень полезна для подготовки к школьному обучению, потому что ребенок должен соблюдать очередность, формулировать вопросы, стараться правильно угадать своего персонажа", — посоветовала специалист.
В режиме самоизоляции очень важно организовать двигательную активность, которая отвечает за формирование нервных связей и умственное развитие. Эксперт отметила, что для этого отлично подойдет игра "Море волнуется раз, море волнуется два". Она связана и с движениями, и с моторикой и со способностью прочитать посыл, который тебе "зашифровал" другой человек.
"Отлично подойдет игра "Твистер" или домашняя полоса препятствий из доступных средств", — рекомендовала спикер.
Читать и давать ребенку новую информацию тоже важно, напомнила Клопотова, но подходить к выбору книг нужно с осторожностью. Литература должна соответствовать и возрастным потребностям детей и индивидуальным предпочтениям. Кто-то любит сказки, а кому-то больше нравится познавательная литература.
Организовать позитивную атмосферу в семье
Екатерина Клопотова советует родителям рассматривать самоизоляцию, как время возможностей. Она считает, что за это время родители старших дошкольников могут сформировать у ребенка позитивное отношение к обучению в школе.
"Очень важно, чтобы в семье в этот период был позитивный фон. Отлично, если родители смогут достать свои старые фотографии и поговорить с ребенком о том, как они ходили в школу, о проблемах, которые возникали, и как они их решали", — рекомендует ученый.
По ее словам, ребенок должен чувствовать поддержку родителей, ведь ему предстоит пойти в школу: к новому незнакомому взрослому, в новый коллектив детей. Ему очень важно понимать, что есть папа с мамой, которые уже прошли этот путь, у них есть опыт, которым они могут поделиться.
"Достать и посмотреть детские фотографии родителей – это всегда очень полезно и создает общее эмоциональное поле для детей и родителей", — заявила Екатерина Клопотова.
Кроме того, ученый рекомендовала организовывать совместную деятельность так, чтобы родителям тоже было интересно играть и экспериментировать вместе с детьми.