Рейтинг@Mail.ru
Эксперт рассказал, как оценить методику коррекции при аутизме - РИА Новости, 10.04.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Эксперт рассказал, как оценить методику коррекции при аутизме

© Depositphotos.com / belchonockМальчик занимается с психологом
Мальчик занимается с психологом
Некачественные методики коррекции расстройств аутистического спектра (РАС), лишенные доказательной базы, по мнению специалистов, встречаются сегодня достаточно часто. Их применение может не только отнять ресурсы и ударить по близким человека с РАС, но и помешать оказанию своевременной реальной помощи. О принципах научной работы в этой деликатной сфере РИА Новости рассказал ведущий научный сотрудник Федерального ресурсного центра по сопровождению детей с РАС Московского государственного психолого-педагогического университета Александр Сорокин.
— Александр Борисович, что, по мнению ученых, означает диагноз "аутизм"?
— Расстройства аутистического спектра (РАС) — широкая группа нарушений развития. У большинства детей и взрослых с РАС есть изменения в двух “ядерных” областях: нарушения социального взаимодействия и стереотипные, повторяющиеся формы поведения.
Спектр возможных проявлений аутизма чрезвычайно широк. К людям с РАС относятся дети и взрослые как с высоким интеллектом, так и с интеллектуальным нарушением, те, кто активно использует речь для общения, и те, кто не пользуется речью совсем.
Большую проблему для научного сообщества составляет то, что причины и механизмы РАС остаются малоизученными. При этом число диагностированных случаев неуклонно растет год от года.
Здание в Москве, подсвеченное синим цветом в рамках международной акции Зажги синим (Light It Up Blue), которая приурочена к Всемирному дню распространения информации об аутизме
Поддержка людей с аутизмом: чего удалось добиться и что предстоит
— Как профессиональное сообщество решает эту проблему?
— В сложившихся условиях важно не только продолжать исследование биологии этих расстройств, но и разработать принципы корректной психолого-педагогической помощи людям с РАС и их семьям. С научной точки зрения главным в этой работе является внедрение принципа доказательности.
Дело в том, что оценить реальную результативность того или иного метода, уже предлагающегося к использованию, очень трудно. Его эффект может оказаться временным, а может быть, что он просто не воспроизводится в других условиях.
Что для корректного вмешательства самое важное?
— Поскольку проявления РАС очень разнообразны, существует также огромное число различных методик, претендующих на эффективность. Первое, что необходимо четко установить как при создании, так и при выборе методики — конкретную целевую группу.
Характеристики развития людей с аутизмом могут быть самыми различными, поэтому стратегия психолого-педагогического сопровождения должна учитывать такие параметры, как уровень интеллекта и владения речью, сформированность адаптивных навыков, возраст, пол, а также родной язык и целый ряд других.
Аутизм и задержка развития: мифы и реальность
Аутизм и задержка развития: мифы и реальность
Все эти факторы имеют критическое значение для достижения положительного результата, поскольку каждый из них оказывает влияние на общую картину проявлений РАС.
На какие результаты могут быть ориентированы вмешательства?
— На самые разные, в зависимости от конкретного состояния человека и от запросов его окружения. Это могут быть как методики, направленные на устранение “ядерных” проявлений (нарушений социального взаимодействия и общения, стереотипное поведение), так и вмешательства, компенсирующие одно из неспецифических проявлений РАС.
К примеру, существует запрос на методики, снижающие влияние поддержки тьютора на академическую успеваемость человека с расстройством, или же понижающие уровень детской агрессивности в семье, где у ребенка с РАС есть братья и сестры.
Что необходимо для контроля качества методик?
— Единого руководства по составлению таких методик на сегодня не существует — как и универсального способа контроля их эффективности. Многие профессиональные и общественные организации в области здравоохранения, психологии, образования и социальной поддержки имеют свои регламенты на этот счет, однако они часто лишь фрагментарно учитывают реальную специфику РАС.
Созданные в нашем университете рекомендации по описанию вмешательств и по изучению их эффективности могут позволить специалистам, занятым в этой сфере, зафиксировать и представить свои разработки в таком формате, который максимально облегчит как научную дискуссию, так и их применение в практике коллег.
Медсестра в прививочном кабинете
Ртуть и аутизм. Правда о рисках вакцинации
Руководство к применению вмешательства, на наш взгляд, должно включать не только детальный протокол необходимых мер, описание целевой группы и ожидаемого результата, но также данные о проверке надежности метода и подробное обоснование его применимости на основе уже проведенных исследований. Поскольку причины РАС пока недостаточно изучены, желательно, чтобы руководство указывало на теоретическую позицию, из которой исходит автор.
Среди ключевых параметров вмешательства, которые должны быть отражены в руководстве, также стоит отметить четкую расстановку ролей всех участников, продолжительность и интенсивность мероприятий, уровень квалификации задействованных специалистов. Оптимально, чтобы цели и задачи вмешательства были измеримыми.
Разработанные нами рекомендации по описанию вмешательств должны помочь скоординировать усилия психолого-педагогического сообщества, активно развивающегося сегодня в России. Однако не менее значимым шагом является выработка критериев для проверки эффективности и корректности как новых методик, так и тех, что уже практикуются. В этом состоит дальнейшая цель нашего научного коллектива.
Механика аутизма. Почему они так реагируют?
Механика аутизма. Почему они так реагируют?
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала