https://sn.ria.ru/20200407/1569634632.html
Заразная тревожность: как уберечь ребенка от стресса во время эпидемии
Заразная тревожность: как уберечь ребенка от стресса во время эпидемии - Социальный навигатор РИА Новости, 07.04.2020
Заразная тревожность: как уберечь ребенка от стресса во время эпидемии
Во время эпидемии стресс и беспокойство родителей передается детям, их тревожность растет. Как сохранить психику ребенка без негативных последствий в этот... Социальный навигатор РИА Новости, 07.04.2020
2020-04-07T09:00
2020-04-07T09:00
2020-04-07T09:00
общество
сн_образование
здоровье
московский государственный психолого-педагогический университет (мгппу)
социальный навигатор
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149600/64/1496006414_0:261:5001:3074_1920x0_80_0_0_bbdec0219425ef0ba8c3f810daedcc9c.jpg
Во время эпидемии стресс и беспокойство родителей передается детям, их тревожность растет. Как сохранить психику ребенка без негативных последствий в этот сложный период? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказали специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).Снизить тревожностьСитуация эпидемии вызывает у большинства людей стресс. В разумных количествах он может быть даже полезен, считает доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ Дарья Красило."Оптимальный уровень стресса позволяет человеку ориентироваться в ситуации, быть начеку, чувствовать опасность и принимать правильные решения. Но запредельный стресс, так называемый "дистресс", вызывает у человека тревожность", – рассказала она.Детям передаётся состояние родителя, даже если он не говорит ничего пугающего, считает эксперт. Иногда взрослый и сам не осознает свою тревожность, но о ней свидетельствует его суетливость, импульсивность действий, хаотичность в поведении. Родитель начинает какое-то дело, бросает его, берется за другое, ведет себя излишне агрессивно, срывается на ребенка за то, что тот мешает, неправильно делает уроки…"По поведению взрослого ребенок понимает, что происходит что-то плохое. Поэтому важно не доводить себя до состояния дистресса и перестать тревожиться. Когда дети чувствуют, что родитель управляет ситуацией, никакие специальные разговоры для их спокойствия не нужны. И наоборот, они нервничают, если родитель говорит: "У меня все под контролем! ", – но в его голосе и поведении чувствуется тревога", – пояснила эксперт.Чтобы снизить уровень стресса, психологи советуют родителям тратить меньше времени на чтение и просмотр новостей, а также не перекладывать ответственность за свою жизнь на окружающих, правительство или медиков."Тревожность нужно снимать принятием ответственности на себя, включением логики, рациональности, попытками контролировать эмоции. Займитесь аутотренингом, расслабьтесь, поиграйте с детьми, испеките вместе пирог. Повлиять на ситуацию за пределами дома вы не можете, но вы можете сделать более радостным и приятным климат в семье", – отметила Дарья Красило.Разговор по душамВ период карантина взрослым особенно важно обратить внимание на общение со своими детьми. Плохо, если родитель не оказывает ребенку эмоциональную поддержку, у них нет совместного времяпрепровождения, общих интересов и тем для разговоров, считает доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ Юлия Кочетова.По мнению психологов, будет лучше, если родитель специально поговорит с ребенком о эпидемии и о том, как она изменила жизнь людей."Дошкольнику или ученику младших классов нужно объяснить, почему он не ходит на занятия, не гуляет и не навещает друзей. Необходимо спокойно рассказать, что выполнение всех важных правил (мыть руки, выполнять режим дня, есть овощи и фрукты, пить витамины) позволит всем оставаться здоровыми. При этом родитель должен сам быть образцом выполнения этих правил", – пояснила Юлия Кочетова.Подростку, по ее мнению, стоит рассказать об ответственности за себя и за окружающих людей. Можно сделать акцент на том, что медицина не стоит на месте, ученые работают над новой вакциной, а осознанное и ответственное поведение позволит подростку остаться здоровым."Родители должны следить, какую информацию ребенок получает из СМИ, ограничивать просмотр новостных сюжетов, где говорится о тяжелых последствиях заболевания, количестве погибших и так далее. Главная задача родителей – помочь детям разобраться в потоке информации. Ребенок должен знать, что он всегда может обратиться за помощью и обсудить с родителем все волнующие его вопросы", – рассказала она.Психолог посоветовала родителям больше времени проводить с детьми, разговаривать с ними не только о заболевании и его профилактике, но и о чувствах и переживаниях. Она отметила, что нельзя стыдить ребенка за его переживания, иначе он начнет их скрывать."Очень важно, чтобы ребенок мог выражать свои эмоции и переживания в социально приемлемой форме. Здесь помогут рисование, творчество, физкультура. Не стоит забывать про соблюдение режима дня, чередовании видов деятельности и балансе нагрузки и отдыха", – посоветовала Юлия Кочетова.В группе рискаЕсли ребенок рассказывает родителю о своих опасениях, это хорошо, считает Дарья Красилова."Но вам следует насторожиться, если ребенок замкнется в себе, не захочет отвечать на ваши вопросы, играть в игры, которые вы предлагаете. Самое плохое – если ребенок станет уходить от диалога. Тут уже нужно обратиться к специалисту", – рассказала она.Также, по мнению эксперта, в группу повышенного психологического риска во время эпидемии попадают дети из неблагополучных и конфликтных семей."Здесь проблемой может стать не тревожность из-за коронавируса, а семейные конфликты в замкнутом пространстве карантина, неумение родителей устанавливать доверительные взаимоотношения. Впрочем, даже если конфликтов не удается избежать, важно, чтобы ребенок видел, что его родители могут помириться. Тогда все в порядке", – рассказала она.В некоторых случаях родители не справляются с тревогой ребенка. Это проявляется в том, что он напряжен, подавлен, часто плачет, не идет на диалог, плохо спит по ночам, постоянно говорит о своих страхах или слишком замкнут, чрезмерно озабочен проблемой или попустительски относится к мерам профилактики.В этой ситуации эксперты рекомендуют обратиться к специалисту-психологу. В России работают службы поддержки населения, телефоны доверия. Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей — 8-800-2000-122 — работает во всех регионах Российской Федерации.
https://sn.ria.ru/20200326/1569115801.html
https://sn.ria.ru/20200330/1569228539.html
https://sn.ria.ru/20200401/1569403357.html
https://sn.ria.ru/20200406/1569543105.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149600/64/1496006414_277:0:4722:3334_1920x0_80_0_0_acfd22ae38c06935b2faac366dd95d3c.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, сн_образование, здоровье, московский государственный психолого-педагогический университет (мгппу), социальный навигатор, россия
Общество, СН_Образование, Здоровье, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Социальный навигатор, Россия
Во время эпидемии стресс и беспокойство родителей передается детям, их тревожность растет. Как сохранить психику ребенка без негативных последствий в этот сложный период? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказали специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).
Ситуация эпидемии вызывает у большинства людей стресс. В разумных количествах он может быть даже полезен, считает доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ Дарья Красило.
"Оптимальный уровень стресса позволяет человеку ориентироваться в ситуации, быть начеку, чувствовать опасность и принимать правильные решения. Но запредельный стресс, так называемый "дистресс", вызывает у человека тревожность", – рассказала она.
Детям передаётся состояние родителя, даже если он не говорит ничего пугающего, считает эксперт. Иногда взрослый и сам не осознает свою тревожность, но о ней свидетельствует его суетливость, импульсивность действий, хаотичность в поведении. Родитель начинает какое-то дело, бросает его, берется за другое, ведет себя излишне агрессивно, срывается на ребенка за то, что тот мешает, неправильно делает уроки…
«
"По поведению взрослого ребенок понимает, что происходит что-то плохое. Поэтому важно не доводить себя до состояния дистресса и перестать тревожиться. Когда дети чувствуют, что родитель управляет ситуацией, никакие специальные разговоры для их спокойствия не нужны. И наоборот, они нервничают, если родитель говорит: "У меня все под контролем! ", – но в его голосе и поведении чувствуется тревога", – пояснила эксперт.
Чтобы снизить уровень стресса, психологи советуют родителям тратить меньше времени на чтение и просмотр новостей, а также не перекладывать ответственность за свою жизнь на окружающих, правительство или медиков.
"Тревожность нужно снимать принятием ответственности на себя, включением логики, рациональности, попытками контролировать эмоции. Займитесь аутотренингом, расслабьтесь, поиграйте с детьми, испеките вместе пирог. Повлиять на ситуацию за пределами дома вы не можете, но вы можете сделать более радостным и приятным климат в семье", – отметила Дарья Красило.
В период карантина взрослым особенно важно обратить внимание на общение со своими детьми. Плохо, если родитель не оказывает ребенку эмоциональную поддержку, у них нет совместного времяпрепровождения, общих интересов и тем для разговоров, считает доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ Юлия Кочетова.
По мнению психологов, будет лучше, если родитель специально поговорит с ребенком о эпидемии и о том, как она изменила жизнь людей.
"Дошкольнику или ученику младших классов нужно объяснить, почему он не ходит на занятия, не гуляет и не навещает друзей. Необходимо спокойно рассказать, что выполнение всех важных правил (мыть руки, выполнять режим дня, есть овощи и фрукты, пить витамины) позволит всем оставаться здоровыми. При этом родитель должен сам быть образцом выполнения этих правил", – пояснила Юлия Кочетова.
Подростку, по ее мнению, стоит рассказать об ответственности за себя и за окружающих людей. Можно сделать акцент на том, что медицина не стоит на месте, ученые работают над новой вакциной, а осознанное и ответственное поведение позволит подростку остаться здоровым.
«
"Родители должны следить, какую информацию ребенок получает из СМИ, ограничивать просмотр новостных сюжетов, где говорится о тяжелых последствиях заболевания, количестве погибших и так далее. Главная задача родителей – помочь детям разобраться в потоке информации. Ребенок должен знать, что он всегда может обратиться за помощью и обсудить с родителем все волнующие его вопросы", – рассказала она.
Психолог посоветовала родителям больше времени проводить с детьми, разговаривать с ними не только о заболевании и его профилактике, но и о чувствах и переживаниях. Она отметила, что нельзя стыдить ребенка за его переживания, иначе он начнет их скрывать.
"Очень важно, чтобы ребенок мог выражать свои эмоции и переживания в социально приемлемой форме. Здесь помогут рисование, творчество, физкультура. Не стоит забывать про соблюдение режима дня, чередовании видов деятельности и балансе нагрузки и отдыха", – посоветовала Юлия Кочетова.
Если ребенок рассказывает родителю о своих опасениях, это хорошо, считает Дарья Красилова.
"Но вам следует насторожиться, если ребенок замкнется в себе, не захочет отвечать на ваши вопросы, играть в игры, которые вы предлагаете. Самое плохое – если ребенок станет уходить от диалога. Тут уже нужно обратиться к специалисту", – рассказала она.
Также, по мнению эксперта, в группу повышенного психологического риска во время эпидемии попадают дети из неблагополучных и конфликтных семей.
«
"Здесь проблемой может стать не тревожность из-за коронавируса, а семейные конфликты в замкнутом пространстве карантина, неумение родителей устанавливать доверительные взаимоотношения. Впрочем, даже если конфликтов не удается избежать, важно, чтобы ребенок видел, что его родители могут помириться. Тогда все в порядке", – рассказала она.
В некоторых случаях родители не справляются с тревогой ребенка. Это проявляется в том, что он напряжен, подавлен, часто плачет, не идет на диалог, плохо спит по ночам, постоянно говорит о своих страхах или слишком замкнут, чрезмерно озабочен проблемой или попустительски относится к мерам профилактики.
В этой ситуации эксперты рекомендуют обратиться к специалисту-психологу. В России работают службы поддержки населения, телефоны доверия. Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей — 8-800-2000-122 — работает во всех регионах Российской Федерации.