https://sn.ria.ru/20191211/1562232489.html
Увлечь и поднять мотивацию: хороший наставник нужен каждому школьнику
Увлечь и поднять мотивацию: хороший наставник нужен каждому школьнику - РИА Новости, 11.12.2019
Увлечь и поднять мотивацию: хороший наставник нужен каждому школьнику
Наставничество в системе образование выходит далеко за рамки традиционного советского образа "мастер – ученик на производстве". Как происходит обмен знаниями и... РИА Новости, 11.12.2019
2019-12-11T09:00
2019-12-11T09:00
2019-12-11T09:00
общество
сн_образование
социальный навигатор
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155994/46/1559944667_0:0:3077:1731_1920x0_80_0_0_cfd4615146292419dacfd43bd1e94bda.jpg
Наставничество в системе образование выходит далеко за рамки традиционного советского образа "мастер – ученик на производстве". Как происходит обмен знаниями и навыками между более опытным специалистом или студентом и новичком? Где искать будущих наставников и чему их обучать? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказала директор национального ресурсного центра наставничества "Ментори" Ирина Пронькина.- Ирина Леонидовна, что такое наставничество?- У многих из нас есть "остаточное" представление об этой форме взаимодействия, образы, связанные с наставничеством на производстве в СССР, с учительской миссией – наставлять. Это все так, но смотреть можно еще шире. Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Особо подчеркну слово "доверие" – то, чего нам часто не хватает, и без чего невозможно ни поверить в себя, ни выслушать другого человека, каким бы гением в своей области он ни был.- Какие формы наставничества сегодня существуют в системе образования?- Их множество. В нашей работе мы выделяем их пять: "педагог – педагог", "ученик – ученик", "студент – ученик", "работодатель – ученик", "работодатель – студент" (студент -в системе среднего профессионального образования). Форм может быть намного больше, но мы сознательно выбрали группы, которым максимально нужна помощь в моменты самоопределения и профессионального развития. Для каждой формы могут быть различные программы, ориентированные на задачи самого подростка, ребенка, учителя – наставляемого. Ключевой вопрос, возникающий здесь: для чего нужно наставничество, какие проблемы с его помощью будут решаться? Например, молодому специалисту мастер может помочь в профессиональном становлении, сначала в формате практики, потом стажировки, потом совместной работы на производстве. Или, бывает, опытному специалисту требуется помощь при адаптации в новом коллективе – начиная от ценностей среды и заканчивая вопросами "где у вас лучше пообедать?" и "как принято отвечать на звонки в нерабочее время?". Третий вариант: допустим, я обладаю одними компетенциями, вы – другими, но нам нужно создать совместный проект, обменяться опытом. Это может быть наставничество в форме "ученик – ученик", когда успевающий школьник наставляет отстающего или когда лидер класса помогает менее коммуникабельному "скромнику" проявить себя, получить поддержку. Как вам такой вариант борьбы с пресловутым буллингом в школе? Если говорить о взаимодействии "педагог – педагог", то учитель может быть наставником по формированию определенных метакомпетенций для своего коллеги. Например, я хорошо представляю проекты и делаю презентации, а вы прекрасно владеете навыками критического мышления, способны быстро структурировать информацию. Работая вместе, мы помогаем друг другу в развитии этих умений. Наставничество также может происходить в формате передачи опыта извне – "работодатель – студент", "работодатель – ученик". Такой опыт дает образовательной организации дополнительные возможности развития, становится ее точкой роста.- Как это происходит? – Например, работодатель может вдохновить ребенка, помочь ему с самоопределением и осознанностью. Увы, судя по статистике, подростки редко могут сказать, чем хотят заниматься в будущем и почему. Именно здесь, в наставничестве, открываются перспективы для работы с подростками с низкой мотивацией. Наставником может стать вдохновляющий, интересный предприниматель со своей историей успеха, подросткам можно предлагать стажировки, проектную работу. Главное – в умении увлечь детей, зажечь аудиторию, слушать ребенка и воспринимать его как равного себе. Другая история, когда работодатель готов помогать уже самоопределившемуся, увлеченному подростку в развитии его навыков. - Чем это отличается от работы репетитора? - Например, подросток хочет стать IT-разработчиком. Здесь важно не только углубить его знания, очень важна ролевая модель конкретного айтишника-наставника, важен его комплексный портрет, модель поведения, ценностей, навыков человека с теми же профессиональными взглядами. Возможность поработать с ним, проследить, как проект проходит путь от планерки для code review.Именно это помогает ребенку подтвердить избранный профессиональный путь. Действительно ли он этого хочет? Как этот человек живет, какие у него хобби? Важна не только работа по профессии, а и вся жизнь за ее пределами. - Откуда возьмутся эти прекрасные профессионалы, которые могут прийти к детям и увлечь их, и зачем им это надо? - Вопрос мотивации очень важен. Наставников нужно искать вокруг самой образовательной организации. В первую очередь, это выпускники, которые с благодарностью готовы вновь прийти в свою школу. Кому из нас не мечталось: "Окончу школу, вернусь туда через десять лет, привезу… расскажу… помогу!" Поэтому очень важно формировать сообщество выпускников.Представьте, что на классный час к девятиклассникам заходит успешный тридцатилетний выпускник, смотрит внимательно на хулигана и говорит: "О, и я за этой партой сидел! А Ирина Николаевна до сих пор любит читать письмо Татьяны Онегину так, что хочется плакать?". У него с классом возникает связь, которой хватит, чтобы любой ребенок почувствовал себя частью чего-то большого и в будущем возможного. Родители тоже могут быть прекрасными наставниками, пусть не для своих детей, а для других учеников в модели "работодатель – ученик", могут вдохновить их, формировать более тесное и дружное общество. Очень хорошо, когда в школе развиты глубинные внутренние партнерские отношения между педагогами, руководством, родителями, детьми и людьми извне, например, местными предпринимателями. Люди, привлеченные со стороны, могут прийти раз или два, а потом забыть про своих подопечных, ведь деятельность наставников – волонтерская в своей основе. Совсем другое дело, если человек благодарен своей школе или если у него здесь учится ребенок. Так возникает более серьезная мотивация.- Нужно ли заниматься подготовкой наставников?- С профессиональной точки зрения – нет. Мы не будем учить инженера, как показывать молодым инженерам свою работу, или расписывать бизнесмену план лекций по маркетингу для старших классов. Они ценны своим видением.Но наставникам можно показать, как передавать детям свой жизненный опыт, на каких принципах должна строиться коммуникация, как выстроить отношения, как слышать и слушать, провести первую встречу, понять, возникла ли "химия" в общении… Для этого существуют специальные техники.Мы учим наставников, как выстроить индивидуальную траекторию совместного развития, формировать цели, планы и так далее. Дальше мы подводим итоги наставничества, собираем обратную связь от всех участников, смотрим на результат – это может быть проект, какая-то достигнутая цель, даже конкретный продукт. В финале наставнической программы наставник поощряется, его на публичном мероприятии вместе с наставляемым хвалят, фотографии и результаты работы появляются на сайте школы. Этот этап крайне важен. К тому же, он привлекает новых наставников.- Есть ли у вас примеры успешного наставничества?- Да, очень много. У нас есть предприниматели, которые пришли в школы и стали проектными наставниками для учеников, вместе с ними работали над школьными или даже бизнес-проектами. На данный момент у нас сложилось более 500 тандемов с детьми в трудной жизненной ситуации.Например, после нашего пилотного проекта в Ивантеевке подопечные бросили курить и занялись со своим наставником спортом. Смотришь иногда в соцсети, а там подростка не узнать - тренировки, бег, участие в марафонах, потрясающее здоровье. Многие из того же центра успешно сдали экзамены, что для подростка в состоянии выученной беспомощности уже огромный прогресс, были сняты с учета полиции. В одной московской школе старшеклассница с конфликтным поведением настроила против себя педагогов и одноклассников. Исправила ситуацию одна педагог, прошедшая у нас обучение. Она буквально вытянула из девочки, что та хотела бы заниматься фотографией, и помогла ей развить свои сильные стороны. Все получилось. Наставляемая теперь даже руководит медиацентром школы, что, несомненно, улучшило и ее самочувствие, и положение в классе. Не стоит думать, что наставничество – это исключительно про помощь подросткам в трудной жизненной ситуации. Мы уверены, что оно придет в обычные школы и к талантливым детям. И сейчас у нас есть примеры успешной работы над творческими проектами. Ведь очень часто школьникам не хватает обычной программы, им хочется видеть шире, успевать больше, знать глубже. Совсем не хочется, чтобы наставничество стало чем-то абстрактным, историей про "успешный успех". Наставничество – это стиль жизни, когда ты понимаешь, что через осознанную помощь другому человеку, эдакому "себе в прошлом" в том числе, можешь и сам стать лучше. В конце концов, точка зрения – это точка, а для горизонта их необходимо множество.
https://sn.ria.ru/20191209/1562062443.html
https://sn.ria.ru/20191209/1562181635.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Развитие института наставничества и популяризация лучших практик среди профессионального сообщества, работодателей, населения
Развитие института наставничества и популяризация лучших практик среди профессионального сообщества, работодателей, населения
2019-12-11T09:00
true
PT65M00S
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155994/46/1559944667_106:0:2835:2047_1920x0_80_0_0_5f588a7ab205385483bc0c14a050ba1f.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, сн_образование, социальный навигатор
Общество, СН_Образование, Социальный навигатор
Наставничество в системе образование выходит далеко за рамки традиционного советского образа "мастер – ученик на производстве". Как происходит обмен знаниями и навыками между более опытным специалистом или студентом и новичком? Где искать будущих наставников и чему их обучать? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказала директор национального ресурсного центра наставничества "Ментори" Ирина Пронькина.
- Ирина Леонидовна, что такое наставничество?
- У многих из нас есть "остаточное" представление об этой форме взаимодействия, образы, связанные с наставничеством на производстве в СССР, с учительской миссией – наставлять. Это все так, но смотреть можно еще шире.
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Особо подчеркну слово "доверие" – то, чего нам часто не хватает, и без чего невозможно ни поверить в себя, ни выслушать другого человека, каким бы гением в своей области он ни был.
- Какие формы наставничества сегодня существуют в системе образования?
- Их множество. В нашей работе мы выделяем их пять: "педагог – педагог", "ученик – ученик", "студент – ученик", "работодатель – ученик", "работодатель – студент" (студент -в системе среднего профессионального образования). Форм может быть намного больше, но мы сознательно выбрали группы, которым максимально нужна помощь в моменты самоопределения и профессионального развития.
Для каждой формы могут быть различные программы, ориентированные на задачи самого подростка, ребенка, учителя – наставляемого. Ключевой вопрос, возникающий здесь: для чего нужно наставничество, какие проблемы с его помощью будут решаться?
Например, молодому специалисту мастер может помочь в профессиональном становлении, сначала в формате практики, потом стажировки, потом совместной работы на производстве. Или, бывает, опытному специалисту требуется помощь при адаптации в новом коллективе – начиная от ценностей среды и заканчивая вопросами "где у вас лучше пообедать?" и "как принято отвечать на звонки в нерабочее время?".
Третий вариант: допустим, я обладаю одними компетенциями, вы – другими, но нам нужно создать совместный проект, обменяться опытом. Это может быть наставничество в форме "ученик – ученик", когда успевающий школьник наставляет отстающего или когда лидер класса помогает менее коммуникабельному "скромнику" проявить себя, получить поддержку. Как вам такой вариант борьбы с пресловутым буллингом в школе?
Если говорить о взаимодействии "педагог – педагог", то учитель может быть наставником по формированию определенных метакомпетенций для своего коллеги. Например, я хорошо представляю проекты и делаю презентации, а вы прекрасно владеете навыками критического мышления, способны быстро структурировать информацию. Работая вместе, мы помогаем друг другу в развитии этих умений.
Наставничество также может происходить в формате передачи опыта извне – "работодатель – студент", "работодатель – ученик". Такой опыт дает образовательной организации дополнительные возможности развития, становится ее точкой роста.
– Например, работодатель может вдохновить ребенка, помочь ему с самоопределением и осознанностью. Увы, судя по статистике, подростки редко могут сказать, чем хотят заниматься в будущем и почему. Именно здесь, в наставничестве, открываются перспективы для работы с подростками с низкой мотивацией.
Наставником может стать вдохновляющий, интересный предприниматель со своей историей успеха, подросткам можно предлагать стажировки, проектную работу. Главное – в умении увлечь детей, зажечь аудиторию, слушать ребенка и воспринимать его как равного себе.
Другая история, когда работодатель готов помогать уже самоопределившемуся, увлеченному подростку в развитии его навыков.
- Чем это отличается от работы репетитора?
- Например, подросток хочет стать IT-разработчиком. Здесь важно не только углубить его знания, очень важна ролевая модель конкретного айтишника-наставника, важен его комплексный портрет, модель поведения, ценностей, навыков человека с теми же профессиональными взглядами. Возможность поработать с ним, проследить, как проект проходит путь от планерки для code review.
Именно это помогает ребенку подтвердить избранный профессиональный путь. Действительно ли он этого хочет? Как этот человек живет, какие у него хобби? Важна не только работа по профессии, а и вся жизнь за ее пределами.
- Откуда возьмутся эти прекрасные профессионалы, которые могут прийти к детям и увлечь их, и зачем им это надо?
- Вопрос мотивации очень важен. Наставников нужно искать вокруг самой образовательной организации. В первую очередь, это выпускники, которые с благодарностью готовы вновь прийти в свою школу. Кому из нас не мечталось: "Окончу школу, вернусь туда через десять лет, привезу… расскажу… помогу!" Поэтому очень важно формировать сообщество выпускников.
Представьте, что на классный час к девятиклассникам заходит успешный тридцатилетний выпускник, смотрит внимательно на хулигана и говорит: "О, и я за этой партой сидел! А Ирина Николаевна до сих пор любит читать письмо Татьяны Онегину так, что хочется плакать?". У него с классом возникает связь, которой хватит, чтобы любой ребенок почувствовал себя частью чего-то большого и в будущем возможного.
Родители тоже могут быть прекрасными наставниками, пусть не для своих детей, а для других учеников в модели "работодатель – ученик", могут вдохновить их, формировать более тесное и дружное общество. Очень хорошо, когда в школе развиты глубинные внутренние партнерские отношения между педагогами, руководством, родителями, детьми и людьми извне, например, местными предпринимателями.
Люди, привлеченные со стороны, могут прийти раз или два, а потом забыть про своих подопечных, ведь деятельность наставников – волонтерская в своей основе. Совсем другое дело, если человек благодарен своей школе или если у него здесь учится ребенок. Так возникает более серьезная мотивация.
- Нужно ли заниматься подготовкой наставников?
- С профессиональной точки зрения – нет. Мы не будем учить инженера, как показывать молодым инженерам свою работу, или расписывать бизнесмену план лекций по маркетингу для старших классов. Они ценны своим видением.
Но наставникам можно показать, как передавать детям свой жизненный опыт, на каких принципах должна строиться коммуникация, как выстроить отношения, как слышать и слушать, провести первую встречу, понять, возникла ли "химия" в общении… Для этого существуют специальные техники.
Мы учим наставников, как выстроить индивидуальную траекторию совместного развития, формировать цели, планы и так далее. Дальше мы подводим итоги наставничества, собираем обратную связь от всех участников, смотрим на результат – это может быть проект, какая-то достигнутая цель, даже конкретный продукт. В финале наставнической программы наставник поощряется, его на публичном мероприятии вместе с наставляемым хвалят, фотографии и результаты работы появляются на сайте школы. Этот этап крайне важен. К тому же, он привлекает новых наставников.
- Есть ли у вас примеры успешного наставничества?
- Да, очень много. У нас есть предприниматели, которые пришли в школы и стали проектными наставниками для учеников, вместе с ними работали над школьными или даже бизнес-проектами. На данный момент у нас сложилось более 500 тандемов с детьми в трудной жизненной ситуации.
Например, после нашего пилотного проекта в Ивантеевке подопечные бросили курить и занялись со своим наставником спортом. Смотришь иногда в соцсети, а там подростка не узнать - тренировки, бег, участие в марафонах, потрясающее здоровье. Многие из того же центра успешно сдали экзамены, что для подростка в состоянии выученной беспомощности уже огромный прогресс, были сняты с учета полиции.
В одной московской школе старшеклассница с конфликтным поведением настроила против себя педагогов и одноклассников. Исправила ситуацию одна педагог, прошедшая у нас обучение. Она буквально вытянула из девочки, что та хотела бы заниматься фотографией, и помогла ей развить свои сильные стороны. Все получилось. Наставляемая теперь даже руководит медиацентром школы, что, несомненно, улучшило и ее самочувствие, и положение в классе.
Не стоит думать, что наставничество – это исключительно про помощь подросткам в трудной жизненной ситуации. Мы уверены, что оно придет в обычные школы и к талантливым детям. И сейчас у нас есть примеры успешной работы над творческими проектами. Ведь очень часто школьникам не хватает обычной программы, им хочется видеть шире, успевать больше, знать глубже.
Совсем не хочется, чтобы наставничество стало чем-то абстрактным, историей про "успешный успех". Наставничество – это стиль жизни, когда ты понимаешь, что через осознанную помощь другому человеку, эдакому "себе в прошлом" в том числе, можешь и сам стать лучше. В конце концов, точка зрения – это точка, а для горизонта их необходимо множество.