https://sn.ria.ru/20191211/1562209433.html
Неочевидные риски цифровизации: куда движется образование
Неочевидные риски цифровизации: куда движется образование - Социальный навигатор РИА Новости, 11.12.2019
Неочевидные риски цифровизации: куда движется образование
Стремительная цифровизация мировой экономики, как уверены эксперты, влечет за собою целый ряд неоднозначных социальных и культурных последствий, которые... Социальный навигатор РИА Новости, 11.12.2019
2019-12-11T09:00
2019-12-11T09:00
2019-12-11T15:26
общество
сн_образование
социальный навигатор
российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте рф (ранхигс)
университетская наука
https://cdnn21.img.ria.ru/images/148750/78/1487507852_0:317:3700:2398_1920x0_80_0_0_f5d4cc0da667f2c01fb836c12d5ca214.jpg
Стремительная цифровизация мировой экономики, как уверены эксперты, влечет за собою целый ряд неоднозначных социальных и культурных последствий, которые нуждаются в тщательном анализе. Опасности и перспективы цифровых тенденций в образовании изучила исследовательская группа из Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС)."Цифра" диктует правилаИсследователи Федерального института развития образования РАНХиГС представили проект "Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения", намечающий способы организации персонифицированного цифрового образовательного процесса, опирающегося на новое направление педагогической науки — цифровую дидактику.Цифровая экономика, как отмечают авторы исследования, выступает сегодня основным "заказчиком" для профессионального образования и обучения. Анализ перспективных рынков показывает, что владение цифровыми производственными технологиями уже в ближайшие 3-5 лет потребуется от выпускников самых разных направлений. Специалисты уверены, что по мере цифровизации рутинных операций все более востребованными будут становиться "немеханические" компетенции, предполагающие постановку задач для цифровых устройств, экспертный анализ на основе критического мышления или сложную коммуникацию — например, при договорах и продажах. В исследовании подчеркнуто, что в условиях динамично меняющихся технологических и социально-экономических реалий современного общества постоянно обновляются и требования к выпускнику. В этой связи требуются образовательные модели, которые успешно функционировали бы в условиях "плавающих" дидактических целей.В этих обстоятельствах ученые РАНХиГС указывают на высокий риск избыточного "цифрового оптимизма", который может привести к дегуманизации образования как социального института. Острее всего, уверены они, это может проявиться в подмене цифровизации образования его неэффективной "оцифровкой".Вместо персонифицированного образования, нацеленного на развитие компетенций, на практике, как опасаются ученые, может продолжиться использование неактуальных традиционных методов учебной работы с применением имеющихся у преподавателя под рукой информационно-коммуникационных технологий, эффективность которых в подобной ситуации будет, по меньшей мере, спорна.Поколение Z хочет живого диалогаАвторы исследования считают, что построение цифрового образовательного процесса требует развития нового направления педагогической науки — цифровой дидактики. Ключевыми факторами, определяющими становление новых подходов к обучению, по мнению авторов, выступают три феномена XXI века: цифровое поколение, имеющее свои особые социально-психологические характеристики, новые технологии, формирующие цифровую среду, и, наконец, цифровая экономика и диктуемые ею требования к кадрам. Иллюстрируя проблему неудачной "оцифровки" образования, исследователи анализируют ряд случаев, в том числе, события в Средней школы журналистики в Бруклине (Brooklyn Studio Secondary School), где в ноябре 2018 года старшеклассники устроили акцию протеста против платформы онлайн-обучения Summit Learning. Сетевой проект, охватывающий 380 школ и 55 тысяч школьников в США, по словам недовольных учеников, полностью исключает большую часть человеческого взаимодействия. Как заявляли участники акции, для развития критического мышления гораздо важнее живая поддержка учителей и дискуссии с одноклассниками, нежели неподвижное сидение за монитором.Этот и другие примеры доказывают, по мнению исследователей, что успех профессионально-личностного самоопределения и социальной адаптации молодежи требует гибкой комбинации цифровых, материальных и педагогических технологий. Построение цифрового образовательного процесса на основе web-дидактики позволит, уверены авторы, преодолеть текущую переходную эпоху.От репрессий — к эффективному наблюдениюГлавным условием появления образования нового поколения, как считают ученые, является развитие педагогических технологий. Прежде всего, это касается внедрения дистанционного обучения, комплексных кейс-технологий, "смешанного обучения" (blended learning), "перевернутого обучения" (flipped learning), метода проектов. Для формирования профессиональных навыков и сложных умений также должны использоваться тренажеры, симуляторы, инструменты дополненной реальности. Отмечается, что уже в недалеком будущем повысить эффективность закрепления материала поможет использование игрового антуража, использование индивидуального темпа и ритма работы, а также различные интерактивные возможности, например, выбор студентом стартового уровня сложности заданий. Особое внимание авторов исследования привлекла проблема применения цифровых и педагогических технологий оценивания, которые обеспечивали бы объективность и прозрачность испытаний при сохранении устойчивой учебной мотивации. Предлагая отказаться от традиционной оценки, в том числе и ввиду ее "репрессивных функций", эксперты обращают внимание на систему включенного оценивания, которая предполагает мгновенную обратную связь между педагогом к учащимся благодаря использованию IT-инструментов.По мнению Владимира Блинова, директора центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, научного руководителя исследования, технологии Big Data позволяют осуществлять персонализированный мониторинг образовательного процесса, отслеживая динамику изменений и проводя сравнительный анализ. Преподаватель, снабженный оперативной информацией о качестве выполнения заданий, сможет эффективнее направлять движение по образовательному маршруту.Сделать процесс познания еще более захватывающим помогут и такие способы оценки результативности обучения, как контроль персонального цифрового следа или многоуровневый мониторинг достигнутых результатов на основе технологий накопительного оценивания (например, рейтинг или портфолио). Заключительной частью исследования выступает глоссарий ключевых понятий новой реальности цифрового общества. Ученые убеждены, что стратегия работы с цифровым "поколением Z" должна исходить из того, что его практически невозможно вовлечь в традиционный образовательный процесс, а, значит, педагоги должны быть внимательнее к современным тенденциям.
https://na.ria.ru/20191119/1561070586.html
https://sn.ria.ru/20191209/1562140916.html
https://ria.ru/20191105/1560474305.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/148750/78/1487507852_41:0:3660:2714_1920x0_80_0_0_d975dc83791b0c50ee0d6c344d6538bc.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, сн_образование, социальный навигатор, российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте рф (ранхигс), университетская наука
Общество, СН_Образование, Социальный навигатор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Университетская наука
Стремительная цифровизация мировой экономики, как уверены эксперты, влечет за собою целый ряд неоднозначных социальных и культурных последствий, которые нуждаются в тщательном анализе. Опасности и перспективы цифровых тенденций в образовании изучила исследовательская группа из Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС).
Исследователи Федерального института развития образования РАНХиГС представили проект "Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения", намечающий способы организации персонифицированного цифрового образовательного процесса, опирающегося на новое направление педагогической науки — цифровую дидактику.
Цифровая экономика, как отмечают авторы исследования, выступает сегодня основным "заказчиком" для профессионального образования и обучения. Анализ перспективных рынков показывает, что владение цифровыми производственными технологиями уже в ближайшие 3-5 лет потребуется от выпускников самых разных направлений.
Специалисты уверены, что по мере цифровизации рутинных операций все более востребованными будут становиться "немеханические" компетенции, предполагающие постановку задач для цифровых устройств, экспертный анализ на основе критического мышления или сложную коммуникацию — например, при договорах и продажах.
В исследовании подчеркнуто, что в условиях динамично меняющихся технологических и социально-экономических реалий современного общества постоянно обновляются и требования к выпускнику. В этой связи требуются образовательные модели, которые успешно функционировали бы в условиях "плавающих" дидактических целей.
В этих обстоятельствах ученые РАНХиГС указывают на высокий риск избыточного "цифрового оптимизма", который может привести к дегуманизации образования как социального института. Острее всего, уверены они, это может проявиться в подмене цифровизации образования его неэффективной "оцифровкой".
Вместо персонифицированного образования, нацеленного на развитие компетенций, на практике, как опасаются ученые, может продолжиться использование неактуальных традиционных методов учебной работы с применением имеющихся у преподавателя под рукой информационно-коммуникационных технологий, эффективность которых в подобной ситуации будет, по меньшей мере, спорна.
Поколение Z хочет живого диалога
Авторы исследования считают, что построение цифрового образовательного процесса требует развития нового направления педагогической науки — цифровой дидактики.
Ключевыми факторами, определяющими становление новых подходов к обучению, по мнению авторов, выступают три феномена XXI века: цифровое поколение, имеющее свои особые социально-психологические характеристики, новые технологии, формирующие цифровую среду, и, наконец, цифровая экономика и диктуемые ею требования к кадрам.
Иллюстрируя проблему неудачной "оцифровки" образования, исследователи анализируют ряд случаев, в том числе, события в Средней школы журналистики в Бруклине (Brooklyn Studio Secondary School), где в ноябре 2018 года старшеклассники устроили акцию протеста против платформы онлайн-обучения Summit Learning.
Сетевой проект, охватывающий 380 школ и 55 тысяч школьников в США, по словам недовольных учеников, полностью исключает большую часть человеческого взаимодействия. Как заявляли участники акции, для развития критического мышления гораздо важнее живая поддержка учителей и дискуссии с одноклассниками, нежели неподвижное сидение за монитором.
Этот и другие примеры доказывают, по мнению исследователей, что успех профессионально-личностного самоопределения и социальной адаптации молодежи требует гибкой комбинации цифровых, материальных и педагогических технологий. Построение цифрового образовательного процесса на основе web-дидактики позволит, уверены авторы, преодолеть текущую переходную эпоху.
От репрессий — к эффективному наблюдению
Главным условием появления образования нового поколения, как считают ученые, является развитие педагогических технологий.
Прежде всего, это касается внедрения дистанционного обучения, комплексных кейс-технологий, "смешанного обучения" (blended learning), "перевернутого обучения" (flipped learning), метода проектов. Для формирования профессиональных навыков и сложных умений также должны использоваться тренажеры, симуляторы, инструменты дополненной реальности.
Отмечается, что уже в недалеком будущем повысить эффективность закрепления материала поможет использование игрового антуража, использование индивидуального темпа и ритма работы, а также различные интерактивные возможности, например, выбор студентом стартового уровня сложности заданий.
Особое внимание авторов исследования привлекла проблема применения цифровых и педагогических технологий оценивания, которые обеспечивали бы объективность и прозрачность испытаний при сохранении устойчивой учебной мотивации.
Предлагая отказаться от традиционной оценки, в том числе и ввиду ее "репрессивных функций", эксперты обращают внимание на систему включенного оценивания, которая предполагает мгновенную обратную связь между педагогом к учащимся благодаря использованию IT-инструментов.
По мнению Владимира Блинова, директора центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, научного руководителя исследования, технологии Big Data позволяют осуществлять персонализированный мониторинг образовательного процесса, отслеживая динамику изменений и проводя сравнительный анализ. Преподаватель, снабженный оперативной информацией о качестве выполнения заданий, сможет эффективнее направлять движение по образовательному маршруту.
Сделать процесс познания еще более захватывающим помогут и такие способы оценки результативности обучения, как контроль персонального цифрового следа или многоуровневый мониторинг достигнутых результатов на основе технологий накопительного оценивания (например, рейтинг или портфолио).
Заключительной частью исследования выступает глоссарий ключевых понятий новой реальности цифрового общества. Ученые убеждены, что стратегия работы с цифровым "поколением Z" должна исходить из того, что его практически невозможно вовлечь в традиционный образовательный процесс, а, значит, педагоги должны быть внимательнее к современным тенденциям.