Рейтинг@Mail.ru
Четыре ножки школьного стула: психолог о важных функциях поведения - РИА Новости, 06.09.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Четыре ножки школьного стула: психолог о важных функциях поведения

© РИА Новости / Виталий ТимкивЧетыре ножки школьного стула: психолог о важных функциях поведения ученика
Четыре ножки школьного стула: психолог о важных функциях поведения ученика
В сентябре прозвенели первые звонки, и миллионы школьников снова сели за парты. Для старшеклассников ходить на уроки – дело привычное, сейчас они думают только о выпускных экзаменах, а вот для младших школьников учебный год – настоящее испытание. Только вчера они беззаботно играли на свежем воздухе, а уже сегодня им заново нужно учиться дисциплине и привыкать делать домашнее задание каждый день.
Специально для "Социального навигатора" психолог Галина Шакова рассказывает, что поможет удержать внимание школьника, иллюстрируя свои слова образом четырех ножек стула – памятника усидчивости, на котором ученики проводят большую часть времени.

Произвольное внимание

Для большей наглядности психолог дала каждой ножке "имя". Первая называется "Произвольное внимание" – это то, что позволяет ученику концентрироваться на теме урока. Именно от этого зависит, сможет ли ребенок впитать необходимый объем знаний.
К семи годам школьник уже способен удерживать внимание на заданной цели нужное количество времени: выполнять задания, слушать преподавателя, следить за информацией на доске и анализировать ее.
Здесь стоит объяснить, что помимо произвольного внимания есть и непроизвольное, когда деятельность захватывает человека сама по себе, потому что она ему интересна.
«

Например, ученик, сидя в классе, старается следить за тем, что говорит учитель. Это и есть произвольное внимание. Но тут мимо пролетает муха. Она жужжит, интересно блестит на солнце, и ребенок вспоминает, как вчера на улице увидел в паутине точно такую же муху. Внимание переместилось, и часть информации, произносимой в этот момент учителем, просто не воспринялась", – говорит Шакова.

Сложнее, когда ученику приходится сосредоточить внимание на том, что ему не нравится или что для него сложно. Осознавая важность учебного процесса, школьник усилием воли пытается удержать внимание на задании или объяснении учителя, в результате чего истощается, выпадая из деятельности безвозвратно.
© Мария БаранчиковаПроизвольное внимание
Четыре ножки школьного стула: психолог о важных функциях поведения ученика
Произвольное внимание
Важно понимать, что если ребенок может часами заниматься любимым делом, это не значит, что у него полностью сформировано произвольное внимание, потому что в данном случае у него отсутствует волевой компонент. Ключевая движущая сила здесь – интерес.
В результате родители могут услышать от учителя, что их ребенок часто отвлекается, витает в облаках, не слушает или не принимает участия в уроке.

Восприятие и анализ информации

Вторая ножка называется "Восприятие и анализ информации".
Каждое слово имеет прикрепленную к нему цепочку ассоциаций – полимодальный образ предмета, собранный из разных источников: осязание, зрение, обоняние, слух и вкус.
То, как быстро мы понимаем услышанное и прочитанное слово или подбираем нужное в подходящий момент, насколько верно мы можем анализировать хранящуюся в них информацию, влияет на правильность их употребления и понимания.
Наш мозг трудится непрерывно: получает информацию из внешнего мира, сопоставляет ее, а затем складывает "блоки", которые отправляются на хранение. Чтобы понять, как это работает, психолог привела в пример обычное яблоко.
© Мария БаранчиковаВосприятие и анализ информации
Четыре ножки школьного стула: психолог о важных функциях поведения ученика
Восприятие и анализ информации
"Слово "яблоко" – это просто набор букв, обозначающих звуки. Но мы знаем, что это такое: мы помним его форму, размер, цвет и вкус. Мы знаем, где оно растет, как его использовать. Иногда даже можем различить сорта. Иными словами, мы точно знаем, что это такое, и, когда слышим это слово, вся эта информация всплывает автоматически. Нам не нужно тратить время и силы, вспоминая, например, какой формы яблоко и чем оно отличается от помидора или мандарина", – говорит Шакова.
Чем меньше у ребенка разносторонней информации о слове, тем труднее ему им пользоваться. Проблемы слухоречевого восприятия или трудности при распознавании звуков приводят к ошибкам в речи и перетекают на письмо. Происходят замены звуков, а соответственно, и графем, их обозначающих.
«

Буква – это символ, обозначающий звук. Чтобы этот символ подобрать, нужно сначала услышать все звуки в слове, а затем идентифицировать их. Если звуки воспринимаются мозгом неверно, то и графема подбирается неверно. Если звук не идентифицирован вообще, в слове могут быть пропуски буквы, его обозначающей", – добавила психолог.

Моторика и физическое развитие

Третья ножка отвечает за моторику и физическое развитие.
© Мария БаранчиковаМоторика и физическое развитие
Четыре ножки школьного стула: психолог о важных функциях поведения ученика
Моторика и физическое развитие
Это умение не только вывести крючок или петельку, обучаясь письму, но и завязать шнурок, застегнуть пуговицу, подпрыгнуть или просто удержать собственное тело в заданном положении.
«

Все эти умения в значительной мере облегчат школьную жизнь детей, ведь так тяжело в свалившемся объеме вновь возникших задач найти время на шнурки, молнию пенала или правильный захват ручки. Сформированность этой функции избавит школьника от излишнего напряжения и сохранит ресурсы для учебного процесса", – говорит Шакова.

Контроль и программирование собственных действий

Последняя, четвертая ножка стула будет называться "Контроль и программирование собственных действий". Здесь речь пойдет о целенаправленности, умении остановить себя, выстроить программу решения задачи и следовать заданной инструкции.
В школьной жизни это умение сидеть за партой на протяжении урока, не выкрикивать с места, усваивать алгоритм оформления задания, удерживаться от импульсивных, необдуманных ответов.
© Мария БаранчиковаКонтроль и программирование собственных действий
Четыре ножки школьного стула: психолог о важных функциях поведения ученика
Контроль и программирование собственных действий
Зачастую несформированность этих процессов воспринимают за неумение себя вести, торопливость или действия назло.

В поисках баланса

Чем меньше сформирована какая-либо из функций, тем короче становится ножка стула и тем менее он устойчив. Иными словами, менее стабилен и более затруднителен процесс обучения.
«

В этом случае просьб быть внимательнее или писать аккуратнее недостаточно. Нужны действия. Если трудности незначительны, помочь родителям могут тематические настольные игры по возрасту для развития памяти, пространственного восприятия, внимания, мышления, а также спортивные или координационные занятия, дыхательная гимнастика. Не менее важен ровный, принимающий климат в семье", – заключила психолог.

Если же дефицит функции значителен, самостоятельно справиться с задачей будет сложно. В этом случае необходимо обратиться за помощью к специалистам.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала