Рейтинг@Mail.ru
Надо освободить учителей от бумажных отчетов, считает британский эксперт - Социальный навигатор РИА Новости, 05.03.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Надо освободить учителей от бумажных отчетов, считает британский эксперт

В последние десятилетия система образования в мире изменилась. Эксперты из разных стран обсуждают, как она будет выглядеть в будущем. Корреспондент "Социального навигатора" поговорил об этом с Cьюзан О’Брайен, заместителем декана факультета педагогического образования Университета Шеффилд-Халлам в Великобритании.
Cьюзан, как изменилась система подготовки учителей за последнее десятилетие?
– До 2011 года в Великобритании учителей в основном готовили в университетах, а в 2011 году тогдашний министр образования предложила перенести подготовку учителей непосредственно в школы. И если раньше 89% всех учителей учились в вузах, то сегодня эта цифра снизилась до 46%, остальные осваивают профессию в школах. Школы или группы школ сами организуют подготовку и набор абитуриентов и уделяют большое внимание практической составляющей. Конечно, есть опасения, что учителя, которые не обучаются в университетах, не приобретут какие-то теоретические знания, например, не узнают все об особенностях развития ребенка. Кроме того, университеты способны подготовить намного больше преподавателей, чем школы: только наш университет Шеффилд-Халлам ежегодно выпускает тысячу учителей, а в общей сложности университеты ежегодно выпускают 35 тысяч учителей. Школы не имеют таких возможностей. К тому же подготовка в них стоит дороже, а учитывая, что в эту профессию идет все меньше студентов, это тоже имеет значение.
Учиться, чтобы учить: как готовят педагогов нового поколения
Учиться, чтобы учить: как готовят педагогов нового поколения
Что изменилось в программе подготовки учителей? Обучают ли их, например, пользоваться современными технологиями или устройствами?
− Да, это входит в программу подготовки, но что касается детей младшего возраста, особенно дошкольников, то мы стараемся не злоупотреблять использованием техники. Для детей гораздо важнее живое общение с взрослыми, тем более что в семьях такому общению сейчас уделяется все меньше времени. А вот в работе со старшими детьми без гаджетов обойтись невозможно, и учитель, безусловно, должен знать, как использовать их в учебном процессе. Важно добавить, что технологии во многом помогают процессу обучения, и преподавателям необходимо уметь с ними работать.
Во многих странах вводятся новые профессиональные стандарты. Как в связи с этим должна измениться аттестация учителей?
– Освоение профессиональных стандартов в Великобритании осуществляют и проверяют те учебные заведения, которые готовят учителей. На выходе из учебного заведения будущие учителя должны подтвердить, что их знания соответствуют профессиональным стандартам. После получения преподавательской квалификации государственная аттестация не проводится. Есть инспекторы, которые приходят в школы и в течение двух-трех дней посещают занятия и оценивают качество преподавания. Цель такой проверки – определить, насколько успешно идет процесс обучения, поэтому инспектор смотрит скорее не на учителей, а на оценки и знания учеников. Ответственность за профессиональный рост учителя лежит на руководстве школы. Инспекторы должны проверить, насколько руководитель обеспечивает регулярный мониторинг работы учителя над повышением своей квалификации, поскольку это влияет на общую оценку работы школы. Инспекторы также следят за тем, чтобы школы правильно оценивали преподавателей и обсуждали работу директоров с учителями и школьниками. Еще два год назад инспекторы сами оценивали работу учителей, но теперь они не должны это делать. Если школа работает хорошо, то инспекция проводятся редко. Если же школа показала плохие результаты и дети не получают новых знаний, то инспекторы могут прийти с новой проверкой через несколько месяцев.
Профстандарт педагога: новые возможности роста и развития
Профстандарт педагога: новые возможности роста и развития
Школьные и вузовские рейтинги заставляют коллективы гнаться за баллами и очками, заниматься бумажными отчетами в ущерб реальной педагогической работе. Как найти баланс?
– Да, в Великобритании такая проблема существует, и она настолько серьезна, что в ходе инспекций сейчас проверяются не только результаты учащихся, но и нагрузка учителей. В Великобритании не хватает преподавателей, а одна из причин, из-за которой они увольняются, – это избыток бюрократии и бумажной работы, из-за чего реальная педагогическая работа страдает. Кроме того, эти проверки являются большим стрессом для школы. Правительство, наконец, прислушалось к нам и намерено смягчить требования к учителям: согласно предлагаемым изменениям, в обязанности инспекторов больше не будет входить проверка плана уроков, материалов самооценки и задач профессионального роста. Проверки не должны стать дополнительной нагрузкой для учителей. Посмотрим, насколько это будет эффективно.
В России профессия учителя не пользуются большой популярностью. Как вы думаете, как можно решить эту проблему?
– В Британии похожая ситуация. Учитель воспринимается как человек, перегруженный работой, у профессии негативный имидж. Ввиду нехватки в школах учителей правительство планирует смягчить ряд требований, сократить количество отчетов и упростить систему оценки. Менее жесткими стали требования к соискателям. Если раньше нужно было обладать хотя бы небольшим опытом преподавания или работы с детьми, то сейчас этого уже не требуется. Чтобы повысить престиж профессии, надо платить достойную зарплату, а нынешний уровень зарплаты при такой нагрузке явно недостаточен. Но ведь работа учителя – это призвание, поэтому в эту профессию всегда будут приходить люди, для которых деньги не главное.
Кравцов: исследование компетенции учителей призвано помогать педагогам
Какими качествами должен обладать педагог ХХI века?
– Это горячо обсуждается во многих государствах мира, проводятся исследования на эту тему. Во-первых, учитель обязан хорошо знать свой предмет. Во-вторых, необходимо, чтобы он понимал особенности развития детей того возраста, с которыми работает. В-третьих (и это, на мой взгляд, самое важное), учитель должен уметь выстраивать отношения с детьми и мотивировать их к учебе. Надо сделать так, чтобы ученики почувствовали, что они хотят и готовы учиться. Это и будет лучшим результатом.
Интервью прошло в рамках конференции "Тенденции развития образования–2019" Московской высшей школы социальных и экономических наук.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала