Рейтинг@Mail.ru
Эксперты о системе образования: сегодня учить "как тогда" уже нельзя - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Эксперты о системе образования: сегодня учить "как тогда" уже нельзя

Современный мир быстро меняется, и готовность к переменам становится одним из ключевых параметров эффективного образования. Какие тенденции также сегодня выходят на первый план? Как будут развиваться школы и почему растет важность дошкольного образования? Об этом ведущие эксперты в области образования рассказали корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия Сегодня" в преддверии ежегодной научно-практической конференции "Тенденции развития образования — 2018".

Качество для всех

Главная тенденция образования в России и в мире сегодня — обеспечение качественного образования для всех, считает кандидат педагогических наук, декан факультета "Менеджмент в сфере образования" и руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.

Cоветник губернатора Ямало-Ненецкого АО Ирина Сидорова
Эксперт: качество образования в регионах зависит от уровня педагогов
"Обеспечение качественного образования для всех предполагает доступность образования для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Но не только это. Прежде всего, это возможность для каждого учащегося приращивать знания и совершенствовать умения, даже если он очень отстал от сверстников, или наоборот, сильно их опередил", — рассказала она.

Чтобы достичь этой цели, российским педагогам надо научиться формулировать образовательные стандарты как иерархию уровней их освоения и измерять прогресс учеников при переходе от одного уровня к другому, отметила эксперт.

На глобальном уровне эта тенденция проявляется в переходе от Целей развития тысячелетия ("обеспечить всеобщее начальное образование") в сторону Целей устойчивого развития ("обеспечить качественное образование"), считает эксперт Всемирного банка в области реформирования и оценки качества образования, профессор Педагогического колледжа (Великобритания) Дэвид Хоккер.

Обеспечение качественного образования и возможности самореализации учащимся, попавшим в неблагополучные жизненные обстоятельства, — одно из постоянных направлений работы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 

"Сотрудники ОЭСР оценивают способность учащихся преодолевать трудности, насколько дети из неблагополучных семей в разных странах способны достигать тех же результатов, что и дети, которым больше повезло в жизни", — рассказал эксперт.

Нужно ли давать больше денег отстающим?

Подобные исследования в развитых странах приводят к реализации проектов по помощи школам в бедных районах; помощь оказывается за счет обеспечения хорошими учителями и дополнительными ресурсами, сообщил Дэвид Хоккер.

Эту практику следовало бы применить и в России, считает Елена Ленская. 

"Надо, наконец, не на словах, а на деле поддержать школы, работающие в сложных условиях, предоставив им финансовую помощь. Мы все еще в плену ложного представления о том, что дать дополнительное финансирование школам, показывающим низкие результаты, — значит наградить их за плохое качество работы. Это не так. Для любого серьезного шага вперед нужны ресурсы", — рассказала она. 

В недавнем исследовании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA-2015) на первое место среди европейских стран по естественнонаучной грамотности школьников вышла Эстония. 

"Одна из причин успеха этой страны — адресная финансовая помощь школам со сложным контингентом или находящимся в неблагоприятных условиях. Да, Эстония — небольшая страна, но почему бы и нам не попробовать провести такой эксперимент в какой-нибудь одной российской области?" — спрашивает эксперт.

Дети играют в настольные игры
Как выбрать детский сад: что важно знать родителям
Елена Ленская также отметила, что неравенство в доступе к образованию возникает гораздо раньше, чем ребенок поступает в школу, и часто проблемы, возникшие в раннем детстве, очень сложно преодолеть в школе. Поэтому сегодня особенно важное значение приобретает дошкольное образование.

"Недостаточно просто увеличить охват детей дошкольными учреждениями. Надо сделать так, чтобы в детских садах работали высококвалифицированные педагоги, понимающие ценность дошкольного детства, чтобы они умели наблюдать детей, и чтобы дети росли в обстановке уважения и заботы друг о друге", — подчеркнула она.

Важность обновления

Еще одна важная тенденция современного образования — непрерывное обновление учебного плана, считает Дэвид Хоккер.

 "Это обновление вызвано глубокими социальными и экономическими изменениями и проходит с упором на навыки широкого применения (умение учиться, способность к быстрой адаптации, понимание разных культур, осведомленность о новых технологиях, личная безопасность)", — пояснил эксперт.

Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Архивное фото
Матвиенко считает, что России нужна модернизация школьного образования
По его словам, работа по модернизации обучения не всегда идет успешно, так как образовательные системы зачастую консервативны и с трудом поддаются реформированию.

Проблема излишнего консерватизма, препятствующего развитию образования, характерна и в России, отметила Елена Ленская.

"Часто слышишь: "Верните советскую школу, там хорошо и качественно учили". Но сегодня учить "как тогда" уже нельзя. Тогда не было такой лавины информации и мнимой легкости ее поиска, не было виртуальной среды, вещей, рассчитанных короткий срок службы. Таких масштабных и быстрых перемен человечество еще не знало. Поэтому рецепты из прошлого не подойдут. Нужно учить тому, что называют навыками двадцать первого века. В двадцатый век уже не вернуться", — подчеркнула она.

Доступность и свобода выбора

В качестве еще одного тренда эксперты назвали маркетизацию образования – возможность выбора школы и образовательной траектории учащимися и их родителями.

"Во многих развивающихся странах эта тенденция проявляется в виде роста недорогого и качественного частного образования как альтернативы государственной системе", — сообщил эксперт.

В некоторых развитых странах (таких как США, Англия и Швеция) развитие независимых сетей школ стало сознательным политическим решением правительства для повышения стандартов и привлечения частных инвестиций в систему образования, и часто сопровождается лозунгами о расширении возможностей для неблагополучных слоев населения, добавил он.

Если в образовании нет возможности выбора в широком смысле, то нет и ресурса свободы, самого важного для жизни в 21 веке, считает Елена Ленская 

"Мы по-прежнему рвемся облегчить жизнь детям, так, как мы это понимаем. Нам кажется, что если во всех школах учебники будут одинаковыми, то ребенку будет легче — не придется переходить с одного учебника на другой. Но это значит еще, что ребенок будет осваивать не содержание предмета, а представление об этом содержании автора учебника. Ограничив выбор, мы лишаем ребенка возможности развивать информационную компетентность, отличать истину от лжи", — подчеркнула она. 

Педагог нового типа

В заключение эксперты отметили еще один приоритет современного образования – подготовку педагогов для качественной работы в условиях меняющегося мира.

"Усилия по привлечению к преподаванию более способных учителей и повышению качества их подготовки и квалификации предпринимаются во всем мире. И здесь все больше внимания уделяется соревновательности и лидерству", — рассказал Дэвид Хоккер.

Эксперт добавил, что большое значение приобретает профессиональное сотрудничество педагогов внутри школ и между школами для повышения качества работы. 

На уроке в школе
Эксперт: наиболее важный ресурс в образовании не финансовый, а человеческий
"К сотрудничеству учителей подталкивает продуманное использование результатов исследований, направленных на развитие и поддержание учительской профессии, а также укрепление связей внутри преподавательского сообщества, благодаря социальным сетям", — отметил Дэвид Хоккер.

Современное педагогическое образование нуждается в переосмыслении роли учителя, добавила Елена Ленская.

"Учитель должен быть не "транслятором знаний", а помощником в их приобретении. Не "судьей праведным", наказывающим детей за ошибки, а наставником, понимающим, что ошибки и есть главный ресурс в приобретении знаний, что их надо не бояться, а уметь использовать в обучении, а иногда и не замечать, если они не мешают пониманию", — пояснила она.

Эксперт отметила, что российское педагогическое образование обновляется очень медленно. 

"Главное, что требует изменений, — это форма общения преподавателя педагогического вуза со студентами. Надо сделать так, чтобы учащиеся могли учиться быть педагогами, наблюдая за преподавателями", — заключила она. 

Учиться, чтобы учить: как готовят педагогов нового поколения
Учиться, чтобы учить: как готовят педагогов нового поколения

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала