Рейтинг@Mail.ru
Учитель года: об олимпиадах для учителей и победах московских школьников - РИА Новости, 18.05.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Учитель года: об олимпиадах для учителей и победах московских школьников

МОСКВА, 15 мая — РИА Новости. Иван Смирнов шестой год работает в школе № 171. Он рассказал в интервью mos.ru, как юннатский кружок привел его в преподавание, как сохранить природный интерес ребят к биологии и как идея о метапредметных связях снова возвращается в школу. Сообщает mos.ru.

В апреле в столице объявили результаты конкурса "Педагог года Москвы — 2017". Участники соревновались в метапредметной олимпиаде, рассказывали просто о сложном, писали эссе о школьных знаниях в реальной жизни, проводили мастер-классы, делились опытом работы. После итогового испытания "Разговор с министром" победителей объявили в четырех номинациях: "Учитель года", "Воспитатель года", "Педагог-психолог года" и "Педагог дополнительного образования". Мы поговорил с учителем года Иваном Смирновым об олимпиадах для учителей, проектах московских школьников на выставках за рубежом, технологиях, дополненной реальности и смартфонах на уроке.

Московские школьники стали лучшими на олимпиаде по трем иностранным языкам
Олимпиадное движение в России
— Иван Алексеевич, что значит для вас эта победа?

— Я еще до сих пор не осознал, честно. На самом деле сейчас это означает, что нужно еще много работать. Уже конец года и нужно готовиться к всероссийскому этапу конкурса, чем я активно занимаюсь, развиваю свой сайт, и это очень большой объем работы. Когда я на селекторе говорил о том, что предстоит еще много работы, не осознавал, насколько много.

— А для ваших учеников? Поздравляют?

— Да. Подходят, поздравляют каждый день, это очень приятно. Кто-то болел, кто-то пропустил, кто-то момент не нашел. Им, наверное, приятно учиться в такой школе.

Урок физики в классе московской школы № 2095 с использованием электронной доски
Эксперт: учитель становится инженером образовательного пространства
— Почему вы решили участвовать в конкурсе?

— Сначала в метапредметной олимпиаде "Московский учитель" участвовали более 10 тысяч человек. И очень многие мои коллеги (и я), которые приняли участие потом в "Учителе года", просто стали призерами этой олимпиады. То есть положение предусматривает, что только призеры и победители олимпиады попадают на конкурс "Учитель года".

Но, когда 10 тысяч человек участвуют, мало кто предполагает, что он дойдет до конца. Олимпиада была интересная, и осенью на педагогическом совете обсуждался вопрос, что нужно активизировать участие в педагогических конкурсах, в конференциях от нашей школы. Вот, активизировали.

— А что интересного было в олимпиаде?

— Она метапредметная, она посвящена тому, что необходимо решать разные задания, то есть ты решаешь ЕГЭ или олимпиадные задачи не только по своему предмету. Это возможность что-то вспомнить, узнать, и мне всегда это интересно.
учебный день вокруг одной темы

И второй момент — это возможность проследить жизнь класса, в котором ты работаешь, на протяжении одного дня и посмотреть, как можно было бы построить этот учебный день так, чтобы, переходя из кабинета в кабинет, от одного учителя к другому, развивалась какая-то общая тема. То есть чтобы урок биологии был, например, некоторым вступлением к уроку английского языка, а урок английского языка предварял географию, то есть такая связь между предметами и учителями. Это была возможность отследить, есть ли такие связи внутри какого-то учебного дня в классах, в которых я работаю, и можно было бы придумать, а вот как это сделать.

— В Финляндии, например, строят вокруг какого-то предмета или явления сразу несколько уроков, рассматривают его с разных сторон.

Директор гимназии №1529 им. А.С. Грибоедова Марина Соловьева
Соловьева: в школу надо идти не к "Мариванне", а в социум
— Я думаю, что это и в ряде школ Германии есть на самом деле. Это в целом один из международных трендов. Надо заметить, что что-то подобное было раньше и в России, точнее в Советском Союзе: в 1930-е годы, в конце 1920-х — начале 1930-х, был проект метаобразования, он очень хорошо описан у Каверина в "Двух капитанах" (главный герой приключенческого романа Вениамина Каверина "Два капитана" учился в школе-коммуне, где воплощали в жизнь идею внедрения учебного труда в школу. — Прим. mos.ru).

Мне кажется, очень важно не только стремиться к этим международным нововведениям, к тому, что сейчас модно, но при этом учитывать тот опыт, в том числе и отечественной школы, который у нас есть. Этот эксперимент не всегда был успешен, и отчасти с этим связано то, что у нас он выходит на новый уровень. Второй раз мы возвращаемся в каком-то смысле.

— Одним из заданий конкурса было эссе "Школьные знания для реальной жизни". Многие говорят, что знания, которые дает школа, в жизни не пригодятся. Как вам удается переубедить ребят?

— Здесь важно понимать, что биология есть для тех, кто ее будет сдавать, хочет связать свою жизнь с ней, и тех, у кого пока таких планов нет.

У нас биологические классы при биологическом факультете МГУ, и здесь у ребят нет вопросов "зачем мне это нужно". Они, может быть, задают такие вопросы по другим предметам, и тут важно рассказать, как это связано с биологией, почему им это пригодится. Почему нужны английский язык, география, математика, как они будут эти знания, которые они получают в школе, использовать потом в своей дальнейшей научной, медицинской карьере. Здесь не нужно доказывать, что биология нужна, для них это очевидно.

Но я также работаю в пятых классах. Это первый год изучения биологии. Для меня очень важно, чтобы тот природный интерес, который есть к биологии (в пятых классах обычно еще не говорят "зачем нам это нужно"), сохранился и чтобы потом наши же ребята пришли в наши биологические классы, поступали потом в МГУ или в медицинские вузы.

У нас биологический класс начинает работать в восьмых — девятых классах. Мы пытаемся чуть-чуть раньше предпрофильное обучение организовать — специальные дополнительные занятия, внеурочную деятельность, чтобы этот природный интерес сохранился.

Как поступить в российский вуз по результатам олимпиады
Как поступить в российский вуз по результатам олимпиады
— А в чем секрет его сохранения?

— Мне кажется, что нужно давать больше практических занятий, то есть биология должна быть практической дисциплиной. Мы должны работать с гербарными образцами, с природными объектами. Если позволяют условия, погода, выходить, выезжать в московские парки, хотя бы на территорию школы.

— Куда вы выезжаете с ребятами на экскурсии?

— Мы работаем на московских особо охраняемых природных территориях, например в Битцевском лесопарке, на Воробьевых горах. Также ездим в ближнее Подмосковье. В летний период мы стараемся обязательно какие-то выездные мероприятия делать.

Президент РФ Владимир Путин на заседании попечительского совета Русского географического общества в Санкт-Петербурге. 24 апреля 2017
Путин предложил учредить в России День географа
С учениками пятых — шестых классов и их родителями мы ездили осенью по Москве, собирали материал для исследований. Может быть, сейчас еще в какие-то выходные у нас получится поехать. Это очень интересно ребятам, потому что они могут увидеть то, что им рассказывают по географии, по биологии, в жизни: разрез, различные слои, в них могут быть даже окаменелости.

Со старшеклассниками у нас бывают в каникулярное время какие-то длительные поездки, практики, экспедиции. Мы сотрудничаем с Русским географическим обществом, с рядом факультетов, у которых есть свои базы, практики, и это дает очень многое нашим ребятам.

— Ученики биологических классов занимаются в лабораториях МГУ. Чему посвящены их уроки в вузе?

— 10-11-е классы у нас проходят практику на базе Московского университета. У них занятия в основном посвящены ботанике, зоологии, физиологии растений. Там своя программа, которую обеспечивает Московский университет, она дополняет то, что они проходят в школе.

Ботаника и зоология — это разделы, которые в основном изучаются в пятых — шестых, иногда в седьмых классах. Ребята выходят на аттестацию в девятом классе или на ЕГЭ в 11-м, а эти разделы пройдены давно, ребята еще не знали, что это им интересно, они могли что-то пропустить. И этот практикум, во-первых, восполняет некоторую базу, а во-вторых, дает возможность изучать биологию на профильном уровне, потому что занятия ведут специалисты Московского университета, которые знают современное положение дел, современную систематику. Мне кажется, это очень важный опыт.

На всероссийской олимпиаде московские школьники завоевали 817 дипломов
На всероссийской олимпиаде московские школьники завоевали 817 дипломов
— Такое сотрудничество с МГУ дает школьникам какие-то бонусы при поступлении в вуз?

— Здесь ситуация максимально прозрачная, открытая для всех: никаких специальных бонусов именно при поступлении это не дает. Только знания, но это самое ценное. Льготы при поступлении дают победа на Всероссийской олимпиаде школьников, а также на олимпиадах из перечня Министерства образования и науки Российской Федерации. Наши ребята в них участвуют активно, иногда за счет этого поступают. Но часть поступает, сдавая ЕГЭ, сдавая дополнительные вступительные испытания, то есть на общих основаниях.

— А многие сдают ЕГЭ по биологии? Куда они поступают?

— В профильных классах все. Они поступают в Московский государственный университет на факультет почвоведения, биологический. В будущем мы надеемся, что у нас будут географические классы, и на географию тоже пойдут ученики.

У нас профильных классов несколько. Это не только биологические, еще химические — это то, с чего сотрудничество школы с университетом начиналось более 30 лет назад. И еще у нас активно развивается сейчас гуманитарное направление, это классы, которые сотрудничают с юридическим факультетом МГУ.

Но не все ребята идут в МГУ. Во-первых, все-таки там очень высокий конкурс, сложные дополнительные вступительные испытания, и эти задания требуют отдельной подготовки. Во-вторых, часть школьников видит себя не в академической науке, не в университете, они хотят что-то ближе к практике и идут в медицинские вузы, в ветеринарную академию.

— Ваши ученицы в 2013 году представили проект на Национальной итальянской выставке научно-технического творчества молодежи в Милане. Что это была за работа?

— Это была работа, отчасти связанная с тем, чем я занимался, когда работал над кандидатской диссертацией, — это изучение ассоциативных микроорганизмов, связанных с лишайниками. Лишайники — достаточно интересные организмы (по современной системе это грибы). Они могут быть лекарственными, они используются для того, чтобы определить загрязнение атмосферы, в том числе в городе. И в Москве большое количество исследований посвящено тому, как с помощью лишайников узнать, меняется ситуация в худшую сторону или в лучшую. А самое интересное то, что они еще и воздействуют на окружающие их объекты: на почву, на лесную подстилку, и каким-то образом происходит взаимодействие между теми грибами и бактериями, которые живут на поверхности лишайников и вокруг.

Зоологический музей МГУ стал самым посещаемым на городской олимпиаде
Зоологический музей МГУ стал самым посещаемым на городской олимпиаде
В этом может быть некоторая основа биотехнологического использования лишайников как лекарственных растений. И как раз Ксюша и Наташа (сейчас они уже студентки, соответственно медицинского университета и МГУ) проводили микробиологическое исследование по тому, как лишайник воздействует на эти микроорганизмы. То есть это, с одной стороны, может быть использовано в биотехнологии, а с другой стороны — это как раз исследование лекарственных свойств лишайников.

На самом деле каждый год наши ребята участвуют в тех или иных, в том числе международных, мероприятиях. В этом учебном году была выставка, которая называлась "Экспо наука Азия". Она проходила в Омане (Аравийский полуостров). Это такая конференция, объединяющая все азиатские страны. Здесь школьники раз в два года представляют проекты своих исследований.

Ира, ученица девятого класса, представляла нашу школу, Москву. Мы каждый раз стараемся, чтобы авторы самых интересных работ, которые отмечены на городских конкурсах и фестивалях, и ребята, показавшие хорошие результаты на заключительном этапе олимпиады по экологии, могли представить свои исследования, свою работу и на международном уровне.

— Как вы пришли работать в школу?

— Я выпускник 171-й школы. В девятом классе я хотел поступать на биологический факультет, и с биологией мне казалось, что у меня все вроде бы ничего, а вот химию надо было сдавать. Мне посоветовали: есть химические классы, где хорошо готовят по химии.

Вузы России: навигатор абитуриента - 2017
Вузы России: навигатор абитуриента - 2017
Параллельно я занимался в Зоологическом музее, в кружке юных натуралистов. Там построена специальная система, когда старшие юннаты ведут занятия у младших, то есть руководят их исследованиями. Такая система шефства, наставничества. Поэтому когда я поступил, то руководитель кружка предложил мне продолжить эту работу. Потом меня позвали на станцию натуралистов (сейчас это Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма) и дальше из дополнительного образования — в школу. Параллельно развивались наука и образование. И когда я защитил диссертацию, то на самом деле в Московском университете не так много вакансий, и нужно было делать выбор, то есть либо дальше научный институт или сфера образования. В этот момент образование, наверное, большую роль играло в моей жизни.

— С какими классами интереснее работать — с профильными или обычными?

— Мне очень нравятся все классы, с которыми я работаю. Это и пятые классы, с ними интересно: они пришли из начальной школы, у них биология начинается, это новый мир, который ты открываешь. Ну и конечно, работа в профильных наших классах — девятые, 10-е, 11-е отчасти. Ребятам это и нравится, и интересно. Но у них очень мало времени, им нужно готовиться к поступлению, к экзаменам, и у нас меньше возможностей для общения.

— В научной сфере вы работаете параллельно?

— Да, конечно. Я участвую в ряде таких исследований, экспедиций, которые проводит географический факультет, потому что это комплексные экспедиции, там обычно нужен биолог, морской биолог. Мне это дает возможность поучаствовать в таких комплексных научных исследованиях.

Я до сих пор читаю две лекции, связанные с темой моей диссертации, в магистратуре биологического факультета на той кафедре, где я специализировался. Меня привлекает лектор, который ведет этот курс. Каждый год у меня есть две лекции, когда я встречаюсь со студентами.

— Многие школьники переходят на готовые домашние задания, просто списывая ответы, часто неверные. Как с этим боретесь?

— Я с этим практически не сталкивался. Надо давать творческие задания, где требуется не что-то переписать, а изложить свою точку зрения, которую не сделаешь под копирку. Школьники понимают, что, когда они будут сдавать экзамены, писать работы, смартфона у них не будет. Конечно, есть опасный момент: все время кажется, что я могу ничего не учить, я все время могу набрать поисковый запрос, найти ответ и я знаю не меньше, чем учитель. Но, когда школьники пишут ЕГЭ, сдают предпрофессиональный экзамен, телефон они оставляют еще на входе в специальном ящичке. И они понимают, что в этот момент они уже не смогут им воспользоваться. Получается, что запоминать что-то нужно.

Но в пятых классах еще об этом не думают. Телефоны под рукой очень часто, а до экзаменов достаточно большой промежуток времени. Мне кажется, что здесь телефон можно использовать как помощник, то есть учить их тому, как быстро и правильно найти информацию, что с этим можно сделать и так далее.

В Москве пройдут два крупных аукциона по поставке оборудования для школ
В Москве пройдут два крупных аукциона по поставке оборудования для школ
— В школах появляется все больше современных технических разработок. Например, в Центре независимой диагностики создают лабораторную по биологии, которую нужно выполнять в очках виртуальной реальности. Облегчает ли это работу учителю?

— Конечно да. Я участвовал в проекте Департамента образования города Москвы по Курчатовскому проекту, и там как раз была, наверное, первая моя встреча с 3D, дополненной реальностью, когда с помощью очков можно изучать скелет человека.

На уроке биологии такие технологии пригодились бы для изучения анатомии и физиологии животных, оказания первой помощи в некоторых случаях. Какие-то моменты можно отработать на манекенах, а где-то по этическим или санитарно-эпидемиологическим нормам нельзя. Генетические процессы достаточно тяжело моделировать, и здесь это могло бы быть подспорьем.

Какие-то возможности по оборудованию мы реализуем с помощью наших партнеров с учреждениями дополнительного образования, где есть оборудованная лаборатория, куда наши ребята приезжают на практику или каждую неделю у них какое-то время есть, или в июне, в рамках летнего лагеря. За компьютерными технологиями, конечно, будущее, но целиком они не заменят ни учителя, ни практическую работу, то есть тут нужно сочетать.

Мне кажется, здесь важно все-таки совсем не уйти в онлайн. Если есть возможность что-то сделать руками, с помощью настоящего микроскопа, а не виртуальной практической работы, лучше это сделать с имеющимся микроскопом. Пускай он будет не очень совершенный, но это опыт работы именно руками.

— У детей сейчас есть доступ и к техническим новинкам, и к самым последним новостям. Как учитель успевает за ними?

— Мне кажется, с одной стороны, ему нужно быть в курсе, читать какие-то ресурсы профильные, чтобы узнавать одновременно со школьниками. У нас есть ряд хороших биологических ресурсов, которые позволяют отслеживать эти моменты.

С другой стороны, мне кажется, что в этом нет ничего страшного, если школьники тебе расскажут что-то новое. Нужно просто проверить, узнать, где они это прочитали: в каком-то серьезном издании или по телевизору была программа научно-фантастическая, а они это приняли за чистую монету.

Я так от школьников узнал, когда начинал работать в школе, что у нас количество планет в Солнечной системе изменилось. Когда они пришли и сказали мне, мои пятиклассники: "А вот вы знаете, что у нас планет 10, а не девять". Я им не поверил, стал проверять — и действительно. А теперь их, оказывается, восемь. Мне кажется, в этом нет ничего страшного, если в какой-то момент школьник знает чуть больше, чем ты. Просто это повод пообщаться, узнать больше.

— Психологи давно говорят о том, что из-за обилия информации школьникам сложно на чем-то сосредоточиться. Как это влияет на работу учителя? Что приходится менять?

— Это особенно чувствуется в пятых классах. В старших классах все-таки большая доля целенаправленного внимания, они могут дать себе команду сосредоточиться и работать. Без этого просто ни экзамены не сдать, ни работу не написать.

А пятым классам сложнее. Здесь необходимо менять формы работы на уроке. 45-минутную лекцию пятый класс слушать не будет, поэтому необходимо чередовать разные формы — практическую, опрос, работу у доски, работу в группах, чтобы тот темп, в котором они могут работать, поддерживать.

На самом деле рассеянность — это действительно проблема. Пятиклассники писали целый ряд всероссийских проверочных работ, которые во многом проверяют возможность внимательного прочтения задания. Если задание внимательно прочитал, ответить значительно проще. А ребята читают по диагонали. Видно, что знают, но задание прочитать внимательно, особенно если большое, им сложно, и это сказывается на результатах. Тут нужно тренироваться.

— Как вам удается все время приходить к ученикам в хорошем, спокойном настроении, все время держать себя в руках?

— Очень важно переключаться. Это может быть интересная книга, фильм, экспедиции, поездки в каникулярное время, когда я куда-то уезжаю и занимаюсь другой работой. Это позволяет восстановить силы, прийти со свежим взглядом.

— Что бы вы посоветовали тем, кто хотел бы участвовать в конкурсе "Учитель года" в следующем году?

— Мне кажется, то, о чем мы как раз говорили, — в первую очередь внимательно прочитать положение о конкурсе. На самом деле это секрет успеха почти во всех конкурсах и конференциях. В положении, в регламенте всегда прописано, что предстоит делать, как это оценивается. Мне это очень сильно помогло. Когда я готовился к мероприятиям, я всегда изучал критерии, внимательно читал, на какие вопросы мне предстоит ответить, чтобы отвечать именно на них.

Ну и конечно, я бы посоветовал в первую очередь не бояться участвовать, потому что и метапредметная олимпиада, и конкурс "Учитель года" — это одни из самых лучших курсов повышения квалификации, которые когда-либо были в моей жизни. Они очень многому учат: готовишься, выступаешь, рассказываешь, представляешь свой опыт, анализируешь, что получилось, что не получилось, и понимаешь, что и как.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала