Международный женский день корреспондент РИА Новости побеседовал с женщиной, которая не боится ежедневно высказывать свое мнение, решает реальные проблемы и своим примером доказывает, что женщины — не всегда слабый пол. Член Общественной палаты РФ, первый заместитель председателя правления международного общественного фонда "Российский фонд мира" Елена Сутормина рассказала, существует ли гендерное неравенство в РФ и почему повышается значимость женщины в России.
— Елена Васильевна, существует понятие "сильная женщина". Вы можете себя так назвать?
— Да, я считаю, что я сильная женщина.
— У вас есть пример женщины, на которую Вы хотели бы быть похожи? Например, Маргарет Тэтчер или Индира Ганди?
— Я философски к этому отношусь, поэтому какого-то конкретного примера, наверное, назвать не смогу, все зависит от личных качеств. Есть много прекрасных женщин. Уверена, что многие, например, берут пример с Валентины Ивановны Матвиенко или, скажем, главы Центрального банка Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной, руководителя Счетной палаты Голиковой Татьяны Алексеевны. При этом надо сказать, что есть и много достойных мужчин, с которых, я считаю, надо брать пример.
Про себя могу сказать, что я целеустремленная и стараюсь выполнять все задачи, которые ставлю перед собой.
— А Вы представляете, сколько дел в день Вы успеваете сделать?
— По-разному бывает. В текущих делах я сторонник прагматичного и конкретного подхода, поэтому стараюсь решать все поставленные задачи сразу, а не откладывать в долгий ящик. Но при этом я всегда стараюсь не проходить мимо человеческой беды, и для меня важно приложить все усилия, чтобы хоть чем-то помочь.
— Расскажите о том, как складывалась Ваша карьера. Какой путь Вам пришлось пройти, чтобы стать женщиной — политическим деятелем, которая выполняет государственные задачи?
— По-моему, главное — какое воспитание и образование мы получаем. Это очень много значит. Мне всегда было интересно узнавать больше. Я старалась не только в отведенное время выполнять рабочие обязанности, но и осваивать новые области, изучать различные технологии — одним словом, постоянно совершенствоваться. С молодости мне хотелось расти по карьерной лестнице, для меня это было доказательством перехода на более высокую ступень. Я начинала секретарем, потом стала референтом, консультантом, ответственным секретарем и так далее. Могу сказать, что испытываешь большой подъем, когда продвигаешься по карьерной лестнице, когда твою деятельность оценивают. Мне лично это всегда давало толчок к развитию.
— Можно сказать, что любознательность заставляла Вас двигаться вперед?
— С одной стороны — конечно, но также я всегда отдавала себе отчет в том, что я должна постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, а это, честно говоря, не всегда бывает так интересно и увлекательно. Сейчас, к сожалению, для многих все больше любознательность сводится к просмотру своей ленты в социальных сетях, но это своего рода подмена понятий. Современные механизмы этих платформ не дают объективности, потому что все сообщения появляются в зависимости от предпочтений, поэтому сложно увидеть альтернативные точки зрения. Не буду лукавить, я сама являюсь активным пользователем, веду свои страницы на Facebook и Twitter, но всегда призываю не быть рабами соцсетей и проверять информацию.
— Есть мнение, что женщинам мешают расти на работе. Можете ли Вы сказать, что в России у женщин и мужчин одинаковые шансы занять высокую должность в государственных и частных компаниях? То есть все зависит от квалификации и личных качеств или все-таки есть гендерные различия?
— В последнее время я сталкиваюсь с организациями, где именно женщины часто занимают высокие должности. И по опыту могу сказать, что в России нам не надо бороться за гендерное равенство. У нас в стране в этой области достаточно большой прорыв, например, многие женщины стали главами муниципальных районов или депутатами. Даже когда я начинала, не было такого, чтобы выбирали мужчину вместо меня.
Единственное, когда берут молодых сотрудников, работодатель учитывает, что девушка может выйти замуж и потом уйти в декретный отпуск. Это некоторых останавливает, особенно в коммерческих организациях, но при этом сейчас многие женщины успешно совмещают работу и семью.
— Вы в жизни и работе сталкивались с гендерной дискриминацией?
— Я не сталкивалась, мне, видимо, повезло. Я училась на вечернем, начала работать в 17 лет в районной библиотеке (там был в основном женский коллектив), потом в школе, потом в Российском фонде мира — там было много известных людей, которые очень уважительно ко всем относились. Мне рассказывали, что в определенные времена женщинам приходилось отстаивать свои права, но сегодня могу сказать, что мы играем большую роль.
— А почему сейчас ситуация поменялась?
— В советский период соблюдали принцип равенства — на должности выдвигались и те, и другие.В 1990-е все разваливалось, многие мужчины теряли работу и многое зависело от женщин: они и своих мужчин поддерживали, и занимались домашними делами — это помогло. С тех пор они активно двигаются вперед. У нас, скажем, в Общественной палате работают и женщины, и мужчины, и никакой дискриминации нет.
— У Вас в подчинении кого больше?
— Примерно одинаково. Я не ориентируюсь на гендерный признак, для меня важны деловые качества. Главное, чтобы команда могла работать в моем активном ритме.
— Сколько часов в день Вы работаете? И бывает ли у Вас свободное время?
— 10-11, иногда по 12. Обычно днем бывают мероприятия, заседания и встречи, а текущую работу я привыкла делать вечером. И мне это нравится, потому что вечером, как правило, тихо и спокойно, поэтому можно сосредоточиться.
Свободное время в основном бывает по воскресеньям. Я люблю классическую музыку и прогулки. Единственное, я не успеваю активными видами спорта заниматься, но веду здоровый образ жизни!
— Чем для Вас общественная деятельность интереснее бизнеса? Учитывая, чего Вы добились в своей работе, Вы могли бы стать успешной бизнес-леди.
— Я не могу бизнесом заниматься, давно это поняла. Когда ты оказываешь помощь, например ветеранам, когда они приходят на концерт, получают подарки, ты такую отдачу получаешь, что заключение какого-то контракта с этим не сравнится. Или, скажем, работа с молодежью, когда ты можешь им передать часть своих знаний и опыта.
— К каким карьерным и личным высотам стремитесь Вы теперь?
— Я очень благодарна и горжусь тем, что получила приглашение от Президента России войти в новый состав Общественной палаты. Я, конечно, его приняла, потому что еще очень много вопросов, которые нужно решить. Особенно учитывая сегодняшнюю международную обстановку и возрастающую роль народной дипломатии и различных технологий мягкой силы. Так, например, мы обязательно продолжим наш проект "Русский уголок" по продвижению русского языка за рубежом, будем развивать "Клуб соотечественников", созданный при ОП, и другие важные направления нашей работы.
При этом я всегда открыта новым проектам. В прошлом году я вошла в координационный совет по борьбе с терроризмом при ОП — это острая тема, буду продолжать ею заниматься. Сейчас меня взволновала тема суицида среди детей. Ко мне приходила группа энтузиастов, которые разбираются в этом вопросе, мы планируем создать сайт, на котором родители и дети могли бы обращаться к нам за помощью.
В общем, работы еще очень много, и она очень интересная. Буду продолжать ею заниматься.
Беседовал Евгений Еремкин