Александр Зиновьев специально для проекта "Жизнь без преград"
Люди в нашей стране, прошедшей через множество войн, привыкли к слову "ветеран". И еще больше к словосочетанию "помощь ветеранам". Особенно 9 Мая. Однако мы часто забываем, что ветераны — это не только старики, прошедшие самую большую и великую войну XX века, но и молодые еще люди — участники локальных, но от того не менее травмирующих войн.
Они все имеют право на помощь. Потому что выполняли приказ, отдавали долг Родине, защищали ее, Родины, интересы. А долг, как известно, платежом красен. Когда это поняли в нашей стране? Что и в каком объеме положено сегодня защитникам от государства? Зачем ветераны объединяются в организации? Накануне Дня защитника Отечества мы постарались ответить на эти вопросы.
Во-первых, каждый человек, принявший участие в военных действиях, нуждается в последующей реабилитации, которая позволила бы ему вернуться к мирной жизни. Это касается не только травм физических, связанных с ранениями, но и проблем психологического плана — распространенного у военнослужащих посттравматического стрессового расстройства.
У большинства участников боевых действий, переживающих психологический кризис возвращения, наблюдаются социальные проблемы, связанные с изоляцией от общества, а отсутствие должного лечения нередко приводит к злоупотреблению алкоголем, сложностям с получением образования и трудоустройством.
Сегодня система принимаемых государством мер не позволяет в полном объеме решать вопросы медико-социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий. Но это не означает, что она не работает. Просто не все ветераны о ней знают.
К тому же помощь людям, прошедшим через военные конфликты, оказывают ветеранские общественные организации. Они также готовы взять на себя заботу о людях, прошедших войну, и помочь им вернуться к нормальной жизни.
Кто оказывает помощь
По мнению главы Комитета по делам воинов-интернационалистов Александра Ковалева, у каждого ветерана боевых действий есть два варианта, куда обратиться за помощью: "Первое направление — по линии государственной власти, местных органов соцзащиты, а второе — в общественную организацию".
"По линии соцзащиты, думаю, у них возможности даже больше, чем у нас, но там и больше людей, которые обслуживаются. Редко когда приходишь к ним и в тот же год получаешь путевку, обычно надо год-два постоять в очереди. У нас меньше бумаг, меньше письменной волокиты", — отметил он.
Государственные программы
Первый и самый очевидный путь для военного человека, нуждающегося в помощи, — обратиться в Министерство обороны. Сегодня реабилитация действующих военных осуществляется ведомством, в соответствии с приказом "О медико-психологической реабилитации…", который содержит обширный перечень категорий военнослужащих и подробный список показаний к лечению в санаторно-курортных учреждениях министерства.
Среди факторов, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, помимо экстремальных ситуаций при авариях, катастрофах, указаны, например, боевое дежурство более 90 суток в году в передающих и приемных радиоцентрах, наземных подвижных боевых ракетных комплексах и ракетных комплексах шахтного базирования, а также выполнение свыше 30 суток боевых, специальных и других задач.
Реабилитация для военнослужащих проводится бесплатно, и, по данным Минобороны, ежегодно ее проходят более 30 тысяч призывников, 13 тысяч контрактников, около 6 тысяч инвалидов всех категорий, более тысячи участников боевых действий, а также более 30 тысяч офицеров, прапорщиков запаса и членов их семей.
Однако выявить точное число бывших военнослужащих из последних 30 тысяч достаточно затруднительно, тем более что из отставных военных только офицерский состав имеет право на бесплатную реабилитацию в медучреждениях Минобороны. Проблемами бывших солдат, пострадавших в боевых действиях, занимаются региональные органы социальной защиты.
Это не означает, что федеральные власти закрывают глаза на проблемы данного контингента: политики и законодатели разрабатывают методы координации подходов к организации реабилитации, которая позволит добиться единообразия во всех регионах, обеспечить достойное качество услуг, приемлемые цены и территориальную доступность.
Как помогают общественные организации
Если через Минобороны не получилось, можно обратиться в общественные ветеранские организации.
В этом году в российском бюджете выделено порядка 400 миллионов рублей на поддержку ветеранских общественных организаций.
За эти деньги помимо физической реабилитации (включая обеспечение инвалидов медтехникой) ветераны могут получить помощь в трудоустройстве и квалифицированную помощь профильного психолога. Что значит профильного? Во многих организациях есть психологи, которые знают, что испытывает человек в посттравматическом синдроме, человек, в чьем сознании осталась война. Они помогают решать конкретные проблемы, ищут персональный подход к каждому и адаптируют заново к мирной жизни.
Комитет по делам воинов-интернационалистов в данный момент реализует, пожалуй, крупнейшую программу по реабилитации бывших военнослужащих, принятую на уровне СНГ и рассчитанную до 2020 года. "В Афганистане получили ранения около 50 тысяч. Чеченская кампания, по оценкам, была даже более кровопролитной, и раненых — не меньше. Если взять и эти, и другие войны, то в сумме может быть и 200 тысяч человек, которые получили травмы, и, конечно, каждый такой человек нуждается в дополнительных мерах по укреплению здоровья и помощи в решении проблем", — рассказывает глава комитета.
"Мы практически каждый год оформляем по 400 путевок Центр восстановительной терапии им. М.А.Лиходея, даже солдатам, которым как бы не положено находиться в военных госпиталях. — говорит Ковалев. — При санатории у нас есть центр протезирования, где мы делаем протезы для тех, кто проживает не только в России, но и на постсоветском пространстве. Также стараемся всех инвалидов I группы отправлять на 45 суток в Сакский санаторий в Крыму".
Как Родина вспоминала о своих защитниках
Основы военно-медицинской реабилитации в России были заложены уже в XVIII веке, и к Первой мировой войне в русской армии при воинских частях существовали специальные госпитали для раненых и больных. Однако современная система реабилитации возникла в ходе Великой Отечественной войны.
Уже первые месяцы сражений показали, что, несмотря на большие человеческие ресурсы, которыми располагал СССР, восполнить потери на фронте исключительно за счет призыва на военную службу невозможно. Только быстрое и масштабное внедрение системы реабилитационных мероприятий в лечебных учреждениях действующей армии и тыла позволило в годы войны вернуть в строй значительное количество раненых бойцов.
С тех пор и по настоящее время в Вооруженных силах РФ закрепилась последовательная система реабилитации, включающая сначала госпитальный, а затем амбулаторный и санаторный этапы, каждый из которых решает свою часть общей задачи по восстановлению здоровья военных.
И это правильно.