МОСКВА, 15 дек — РИА Новости. Круглый стол на тему: "Профессиональный стандарт педагога: новые возможности развития российской системы образования" прошел в среду, 14 декабря, в МИА "Россия сегодня".
Обсуждая документ, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург пояснил, что стандарт, охватывающий набор профессиональных компетенций педагога, является нормой для любой страны, от Австралии до Англии. Он подчеркнул, что главным фактором успешности освоения стандарта станет принятие его профессиональным сообществом. "Все живое растет снизу. То, что навязывается сверху, вызывает аллергию, формализм и отторжение", – сказал эксперт.
Родителю интересен личностно и профессионально растущий учитель, полагает ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, член регионального штаба ОНФ в г. Москве Алексей Гусев. "Ассоциация внимательно следит за общественным обсуждением стандарта и в целом поддерживает предложение о трехуровневой модели карьерного роста педагога", – сказал участник круглого стола.
Он предложил шире привлекать родительскую общественность к оценке профессионализма учителя. Но посоветовал делать это в рамках управляющих советов и аккуратно, чтобы не превратить эту оценку в карательную систему с шантажом и угрозами: "Ну, погоди, я тебя оценю!". Приведя слова классика о том, что условием духовного роста педагога является его свободное время, спикер констатировал, что чем меньше у учителя свободного времени, тем более опустошается его духовный мир. Поделившись данными о нарастающем дефиците методических кадров в дошкольном образовании столицы, он не согласился с практикой, когда в обмен за прибавку к зарплате функции методиста выполняет воспитатель.
Ректор МГППУ, академик РАО Виталий Рубцов сделал акцент на необходимости широкого обсуждения документа и анализе результатов, полученных в ходе его апробации в регионах. Среди целей конференции по обсуждению содержания стандарта он отметил задачу обсуждения зон ближайшего развития учителя и того, что даст проект родителям учеников.
По мнению ректора, менее всего внимания в школах уделяется "троечникам" и детям с трудностями в обучении. "Они тоже разные, требуют особого внимания учителя", — напомнил эксперт.
Не согласившись с разработчиками в вопросе о сроках принятия стандарта, директор Центра образования №548 "Царицыно" Ефим Рачевский напомнил, что по поручению Президента России разработано примерно 750 профессиональных стандартов. "Для кардиохирургов сделали, "Лукойл" первым сделал, а у нас в "образовательной компании" ну просто никак… Не надо его тянуть до 2019 года, надо его быстрее вводить", – предложил спикер.
Аргументируя свою позицию, он сравнил введение стандарта с установкой видеокамер ГИБДД. "Я убежден, что если бы в течение двух лет нам обещали, что появятся камеры видеонаблюдения, то все эти два года граждане продолжали бы нарушать ПДД. А как только они появились, число нарушений резко сократилось. Поэтому ждать не надо", —заключил эксперт.
Член-корреспондент РАО Александр Кондаков в качестве справки сообщил, что на разработку ныне действующего ФГОС ушло более четырех лет. Он полагает, что профессиональный стандарт учителя это очень серьезный регулятор, объединяющий требования семьи, общества и государства к результатам образования через деятельность педагога. "И это очень важный элемент обеспечения права каждого гражданина на получение качественного образования", — добавил он.
По его мнению, основной раздел в профстандарте любой уважающей себя страны, будь то стандарт деятельности сварщика или врача, описывает требования к личностным качествам. С точки зрения эксперта, "неподготовленность общества и самого стандарта могут привести к тому, мы можем получить достаточно серьезные проблемы". Но и тянуть с введением профессионального стандарта нельзя, уверен участник круглого стола.