Звезды первой величины в области информационных технологий, в их числе основатель и президент платформы EdX Анант Агарвал (США), прибудут в Москву на третью Международную конференцию по новым образовательным технологиям. Об основных задачах и программе форума рассказала ректор НИТУ "МИСиС" Алевтина Черникова.
В течение трех дней, с 12 по 14 сентября, в Москве на площадке Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" пройдет крупнейшая в Европе Международная конференция по новым образовательным технологиям #EdCrunch. О ключевых темах, событиях и спикерах предстоящего форума в интервью корреспонденту РИА "Новости" рассказала ректор НИТУ "МИСиС" Алевтина Черникова.
– Алевтина Анатольевна, каковы цели конференции, географический и профессиональный состав ее участников?
В течение трех дней пройдут круглые столы, ворк-шопы, панельные дискуссии, открытые уроки, стартапы. Наша задача создать коммуникационную площадку для профессионалов в области образования, притом каждой из его ступеней, от дошкольного и начального до высшего и послевузовского. Отдельный блок программы адресован представителям бизнес-сообщества, которые занимаются развитием персонала и корпоративным обучением, а также топ-менеджменту вузов. Одна из площадок, а именно "Профессии и компетенции будущего", представит глобальный рынок труда, каким он явится через несколько лет. Ее ведущие помогут слушателям скорректировать свои сегодняшние образовательные планы и методики под вызовы наступающей реальности.
В рамках конференции состоится питч-сессия образовательных стартапов и менторская сессия для молодых предпринимателей. У начинающих бизнесменов будет возможность представить свои проекты потенциальным инвесторам и проконсультироваться с опытными бизнесменами и ведущими мировыми экспертами в области образования.
– "Смешанное обучение: традиции и будущее" – тема, заявленная в качестве главной на форуме-2016. Почему? Насколько широко представлена эта методика на занятиях профессорско-преподавательского корпуса НИТУ "МИСиС"?
– Мир, в котором информации становится все больше, требует поиска новых подходов к ученику и студенту. Роль смешанного обучения в этом смысле трудно переоценить. Не отказываясь от классических предметно-урочных форм, оно дополняет их мультимедийными и интерактивными технологиями, разработками онлайн-образования. Позволяет полнее использовать на занятиях тренажеры, симуляторы, виртуальные лаборатории. При этом эффективность "blended learning" многократно превышает результаты работы в рамках традиционных систем и методик. Да и многочисленные преимущества современных коммуникационных технологий очевидны.
Один пример. В 2014 году МИСиС на правах координатора реализовывал инициированную Минэнерго РФ программу повышения квалификации сотрудников, которые в компаниях и бюджетных организациях отвечают за энергосбережение и повышение энергоэффективности. Единовременно в рамках программы обучалось 32 тысячи человек, было представлено 60 вузов. С привлечением лучших практиков и теоретиков нами был создан курс видеолекций, размещенный в интернете. Этот банк данных был открыт для слушателей в течение года, пока действовал проект. К нему всегда можно было обратиться, что-то уточнить или, допустим, наверстать пропущенную тему. А через сервис "Личный кабинет" – задать вопрос интересующему спикеру. Подчеркну: практическая часть этой работы была нацелена на подготовку стратегий развития конкретных предприятий, где работали слушатели онлайн-курсов.
Другой пример: год назад наш вуз стал участником формирования российской "Национальной платформы открытого образования". В этой связи силами преподавателей МИСиС подготовлено 10 уникальных курсов, они и сегодня доступны пользователям Сети, без каких-либо ограничений. Другое дело, что онлайн-образование не может заменить будущим инженерам стажировку на предприятии или лабораторную работу в стенах университета.
– На конференции #EdCrunch-2016 планируется объявить старт всероссийского конкурса "i-Учитель года России". По каким критериям будет происходить отбор сильнейших? И что ждет победителей?
– Инициаторы и оргкомитет форума задумали этот конкурс, чтобы выявить лучших среди учителей, использующих современные технологии как на уроках (номинация "Без доски и мела"), так и после них. Номинация "Из школы в жизнь" позволит выбрать наиболее удачные совместные разработки взрослых и детей, вышедшие за пределы расписания и ставшие органичной частью школьной жизни. А в номинации "Вне урока" в конкуренцию вступят педагогические разработки внеурочных курсов, пользующиеся успехом у ребят.
Планируется отобрать тридцать проектов по трем номинациям. Каждого финалиста будет ждать специальный приз в виде приглашения на значимый европейский форум. Предполагается, что это может быть образовательный форум 2017 года в Лондоне.
– Кто из участников форума, на Ваш взгляд, вызовет особый интерес у преподавателей, топ-менеджмента вузов?
– В работе конференции примут участие 20 зарубежных мега-спикеров. В их числе основатель и президент платформы EdX Анант Агарвал, глава Департамента образования Хельсинки Марьо Килланен, один из издателей портала ModernLearners.com. Уилл Ричардсон (США).