Какой будет российская школа в ближайшие 10 лет? Исчезнут ли родительские собрания, отметки, сменная обувь, "архаичная" система отопления и не всегда вежливые учителя? Об этом и многом другом в интервью корреспонденту РИА "Новости" рассказал в день 80-летия Центра образования "Царицыно" № 548 его директор, заслуженный учитель России Ефим Рачевский.
– Ефим Лазаревич, восемьдесят лет, которые отмечает ваше учреждение – это много или мало?
– Боюсь, что для образования это совсем мало. Откройте газету – в медицине каждый день совершается какая-нибудь революция, в производстве автомобилей чуть ли не ежегодно объявляется новая эра или прорыв. А вот система образования за эти восемьдесят лет изменилась не так чтобы сильно. Дети – да, они изменились поразительно. Насчет умнее, не скажу, но точно стали любопытнее, самостоятельнее, ответственнее. В школе, которую нынешние ученики знают как Центр образования "Царицыно", я работаю 36 лет, с 1980 года. Так что времени для наблюдений и сопоставлений было много.
– Педагогика следующих десяти лет, какой вы себе ее представляете?
– Очень надеюсь, что даже за этот чрезвычайно скромный срок в корне изменится система взаимодействия "учитель – ученик". Будет сдвигаться в сторону живой беседы, диалога, где педагогу отводится роль достаточно долго молчащего субъекта образования. И что из 45 минут урока учитель будет вещать минут пять-семь. Все остальное время дети будут самостоятельно работать. Что касается школьных отметок, то они начнут оценивать не временной промежуток (четверть, полугодие, год), а освоение детьми серьезных дидактических единиц или тем.
– Парадокс: Вы констатируете, что за 80 предыдущих лет школа не слишком изменилась, но возлагаете столько надежд на грядущее десятилетие…
– Здесь парадокса никакого нет: мир превратился в гигантский адронный коллайдер, нас всех захлестнули процессы глобального ускорения. Еще семь-восемь лет назад планшетник, который лежит у меня на столе, взаимодействие между учеником и учителем за пределами класса по электронной почте казались фантастикой. А сегодня все общаются друг с другом, информационных потоков стало бесчисленное множество, а "мобильное" знание обретает трехмерность, цвет, звук, движение, синхронность… Но продолжу свой прогноз. Я убежден в том, что через 10 лет из школьного обихода испарится словосочетание "вызвать в школу", исчезнут родительские собрания. Они трансформируются в сугубо персональное, тонко настроенное сотрудничество между учителем и семьей. Исчезнет такое явление как сменная обувь, все будут ходить исключительно в белых носочках…
– Это Вы шутите?
– Нет, очень просто: пришел, разулся, надел свежие белые носочки и ходи себе по чистым кабинетам со спокойной совестью. Об этом написал мне один пятиклассник по фамилии Романов Костя. Возможно, он в кино такое видел, не знаю, но мечта ребенка показалась правильной. Потому что она будет, став реальностью, свидетельствовать, знаете, о чем? Об изменении отопительных систем школы. И, во-вторых, породит процесс, который ни в сказке сказать, ни пером описать. Вообразите, в школах сначала становится намного чище, а затем тенденция становится бесповоротной: будет все чище и чище. А главное, через 10 лет изменится туалетная система, не будет этих несчастных туалетов с предбанниками и в фойе, а будет туалет на одного человека. Вы видите, я говорю о низких истинах, а не о поэзии. Но с этого начинается высокое… И, наконец, канет в небытие такое явление как учитель, который кричит. Последнего такого педагога мы уволили в мае этого года. Это был последний кричащий, но из числа 287 его безупречно доброжелательных и вежливых коллег.
– Какой период Вашего директорства, начиная с 1980 года, можно назвать самым счастливым?
– А мне все они кажутся счастливыми и веселыми, у меня нет "самого-самого".
– Вы счастливый человек?
– Приходишь в школу, подбегает пятиклассник, спрашивает: "Как дела, что там у нас с бюджетом?". Ну, прекрасно, правда? Счастье!
– Это у вас такой уровень гласности в образовательном центре?
– Это мы просто выполняем закон об образовании, его 29-ю статью, где написано, что вся информация должна быть в открытом доступе, на школьном сайте.
– Кто Ваш любимый педагог из числа великих?
– Ну нет у меня такого идеала, честное слово. Могу сказать об учителях центра, я их знаю и очень люблю. Без исключения, всех. Это важно, прямо так и напишите. Я не готов расстаться ни с одним из них.