Ирина Барыбина, Елена Сташкова, Игорь Кинько
"Если мы не можем добавить жизни дней, давайте добавим дням жизни!"
Хоспис — лечебное учреждение для оказания паллиативной помощи неизлечимым больным. Такое определение дают словари. Несмотря на то, что первый хоспис появился в России более 100 лет назад, сегодня это слово почти не знакомо. Более того, некоторые путают его с близкими по звучанию.
В 2003 году был организован Благотворительный фонд "Детский Хоспис", а еще через 3 года появилось Медицинское учреждение "Детский хоспис", которое оказывало на дому медицинскую, социальную и психологическую помощь 200 семьям в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. И лишь в 2009 году из бюджета северной столицы были выделены деньги на реконструкцию здания. Всего под наблюдением в хосписе сегодня находится 300 детей из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Стационар рассчитан на 23 койки.
"Мы выбрали это место, потому что оно находится в парке, потому что рядом здесь находится река Нева и из окон открывается вид на реку. Когда нам передавали здание, здание было сгоревшим, разрушенным, но оно было очень красивым. В последствии мы узнали, что именно на этом месте располагалась летняя резиденция Николаевского сиротского пансиона", — говорит основатель хосписа протоиерей Александр Ткаченко.
Если мы не можем добавить жизни дней, то давайте добавим дням жизни — один из лозунгов хосписа. Яркие занавески, рисунки на стенах — ощущение, что попали в детский сад. Оглядываешься по сторонам, и вдруг ловишь себя на том, что улыбаешься. Атмосфера хосписа пронизана теплом. Это позволяет пациентам и их родителям реже возвращаться к грустным мыслям и не чувствовать себя, как в больнице. Кстати, больницей тут даже не пахнет. Это не фигура речи. Воздух в помещении действительно свежий, а пространство наполнено светом.
"Я настраиваюсь", или Как работать с семьями, где есть больной ребенок
Пресс-тур в Первый детский хоспис в Санкт-Петербурге был организован в июне интернет-порталом "Россия для всех" совместно с хосписом. Целью визита было не только знакомство журналистов с принципами паллиативной помощи. Много говорили и о том, как сотрудникам СМИ строить работу с семьями, где есть больной ребенок.
"Во-первых, на территории хосписа нельзя курить. Не принято. Причем даже на улице, в рамках забора, — предупреждает Анна Кудря, руководитель по развитию хосписа. — Во-вторых, мы достаточно трепетно относимся к состоянию наших пациентов. Если мы идем по хоспису, в палату можно заходить только со стуком, только с разрешения. И лучше, чтобы психологи, соцработники показали, где и с кем можно пообщаться, если можно".
Перед съемками или перед интервью с родителями желательно уточнить у них, о чем хотелось бы поговорить. И не выходить за эти границы, чтобы желание написать материал не превысило уважение к семье, ее тайне.
Главное в общении с семьей, где ребенок тяжело болен, разумная бережность и уважение. Если я уважаю человека, то многих вещей уже просто не буду себе позволять. Разумная бережность, отмечает Кудря, это не жалость в плохом ее понимании, а нежелание нанести вред. "Если я бережно и уважительно захожу в семью, то этих границ достаточно", — подчеркивает она.