Маргарита Оларь, специально для проекта "Жизнь без преград"
Автор и преподаватель сертифицированной программы обучения поведенческих аналитиков в России Юлия Эрц разрабатывает курсы повышения квалификации для отечественных учителей, которые остро нуждаются в дополнительных знаниях по включению детей с аутизмом и другими нарушениями развития в общеобразовательный процесс. Эксперт считает, что в современных условиях учителю необходимо иметь желание продолжать учиться и улучшать эффективность процесса обучения в школе с помощью применения новых образовательных методик.
- Какова квалификация учителей, которые будут проходить повышение квалификации?
— На сегодняшний день тенденции в образовании, как и вся повседневная жизнь, постоянно видоизменяются и ускоряются. В век интернета, когда практически любая информация доступна, системе образования приходится перестраиваться и включать более высокий уровень требований к объему знаний ученика. Дети нашего времени должны знать больше, чем дети предыдущих поколений.
С другой стороны, современное общество требует внимания к индивидуальным потребностям каждого ученика, система образования все больше индивидуализируется. Учителя и родители становятся более осведомленными о возможных затруднениях ребенка. Все больше детей проходят психологическую диагностику, у большего количества диагностируются такие проблемы, как дефицит внимания, гиперактивность, дислексия и дисграфия, сложности в коммуникации и другие.
Для повышения квалификации нужен, скорее, не начальный уровень знаний, ведь у учителя он уже давно есть. Нужна мотивация: желание продолжать учиться и с помощью применения новых образовательных методик улучшать эффективность процесса обучения в школе. Учителя по всей России и в городах ближнего зарубежья обладают одной и той же мотивацией. И если у учителей Москвы будет возможность получать образование очно, то учителя из других городов смогут обучаться дистанционно.
- Что включают курсы повышения квалификации?
— Курсы строятся на двух основных направлениях — применение поведенческого подхода в общеобразовательной системе и методика включения детей с РАС в общую систему образования. Благодаря тому, что в России стали появляться методические пособия и учебники по прикладному анализу поведения, стало возможным выстраивание целостного обучающего процесса для повышения квалификации учителей. Эти издания становятся опорой для многих учителей, психологов, дефектологов и студентов, желающих приобрести знания о принципах и методах поведенческого анализа в образовательной системе.
Второй курс посвящен применению поведенческой технологии "Точного обучения" (Precision Teachig) как основы для повышения успеваемости учащихся. Книга Джулии Варгас "Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости" станет основным методическим руководством при изучении данной методики, и применении ее основных компонентов — четкого и детального определения учебных целей, сбора данных и использования "Стандартной диаграммы ускорения", анализа успеваемости и внесения изменений в учебную программу, а также оценки эффективности обучения.
- Какова готовность учителей к обучению?
— Хороший учитель всегда готов учиться. Более того, существуют требования к повышению квалификации для всех педагогов. Вопрос в том, чему обучаться, какие курсы выбрать? И здесь, конечно же, каждый учитель ищет то, что ему по нраву, о чем он уже слышал. О курсах повышения квалификации в сфере Прикладного анализа поведения (АВА) знают не многие. А те, кто как-то осведомлен, мог услышать обычные стереотипы: это "дрессировка", "подходит только детям с аутизмом", метод "кнута и пряника". Но это совсем не так. Поведенческие технологии обучения применяются на западе уже несколько десятков лет не только в коррекционной, но и в общеобразовательной системе. Учитель, применяющий их, может преподать любой материал — от "сложения в пределах 10-ти" до "молекулярной физики". Уверена, найдутся такие учителя, которые готовы искать новый подход к обучению.
- Что даст применение АВА в образовательном процессе в обычной школе?
— С помощью применения поведенческих принципов можно научить детей соблюдать правила поведения в классе. Причем, не путем дисциплинарных взысканий и наказаний, как это принято сейчас, а с помощью четкого определения этих правил и предоставления поощрений за соблюдение этих правил.
Кроме того, применение ABA способствует общению, взаимопониманию, эмоциональному развитию, формированию моральных ценностей. С первого класса школьников учат помогать друг другу, поощряют за помощь тем, у кого возникают затруднения, определяют обязанности каждого. Все это приводит к формированию важных социальных навыков, которые так необходимы во взрослом возрасте: умение работать в команде, проявлять инициативу, предлагать творческие идеи, способствовать улучшению результативности. Почему бы не прививать их уже в раннем возрасте?
- Как происходит внедрение методики?
— Обычно — с пилотного проекта. Инициативный учитель, прошедший обучение, применяет методику, его класс начинает отличаться как по уровню успеваемости, так и дисциплиной.
Нет ничего более мотивирующего на создание всеобъемлющей модели, чем успешный прецедент. Можно предположить, что как только появятся успешные примеры применения АВА в общеобразовательном классе, интерес к этому подходу будет возрастать, и таких классов будет становиться все больше. Так происходило в США, так на сегодняшний день происходит в Израиле, и даже в России — в рамках проектов ресурсных классов и инклюзии для детей с аутизмом.
- Насколько может быть индивидуальным подход в школе, которая не создана для его использования?
Во-вторых, кто сказал, что поведенческий подход — это сугубо индивидуальный подход, требующий обучения один на один с учеником? Это такой же стереотип, как и "дрессировка". В поведенческом анализе существуют образовательные технологии, предназначенные для обучения классов — как в школах, так и в ВУЗах. Дело за малым — преподнести эти технологии российским учителям и адаптировать под отечественную систему общего образования.
Юлия Эрц практикует как поведенческий аналитик около 20 лет, проводит обучение родителей и специалистов, является соавтором книги "Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения". Программа обучения поведенческих аналитиков, которую возглавляет Эрц, была первой в России, а выпускники этой программы являются первыми российскими специалистами, получившими международный сертификат ВСВА.