В Москве и других городах стартует серия выставок QS World MBA Tour. В связи с этим успешный выпускник Кембриджской бизнес-школы, руководитель направления в SAP Андрей Тыщенко рассказал РИА Новости о том, как выбрать бизнес-школу, и как этот выбор может отразиться на дальнейшей карьере.
- Вы работали программистом, руководили собственными проектами. Зачем вам потребовалось бизнес-образование?
— Изначально я хотел заниматься коммерческой частью бизнеса – маркетингом и продажами. В этом смысле IT-образование помогает лучше понять тот продукт, который ты продаешь в технологической отрасли.
Я попробовал разные варианты: поработал на этапе стартапа, выводя новый продукт на рынок, потом стал бизнес-аналитиком компании Luxoft, затем попал в Росатом, где занимался продажами урана. После этого мне стало интересно самому ставить задачи и отвечать за конечный результат, а не быть частью большой корпорации. В итоге вместе с партнерами я начал вести собственные проекты, в частности, открыл компанию, которая занимается телемаркетингом — продажами высококвалифицированных IT-услуг по телефону.
- Выходит, что вы пошли на программу MBA, чтобы научиться эффективным продажам?
— У меня было много причин. Прежде всего, я хотел работать в международных корпорациях, куда очень сложно попасть на хорошую позицию – попасть сложно, но возможно, если ты закончил MBA. Еще во время обучения я получил предложение от компании Oracle, а затем перешел заниматься продажами в SAP, где сейчас и работаю.
- Как вы выбирали школу? Почему именно Кембридж?
- А почему тогда не Стенфорд?
— Я рассматривал и Стенфорд, и Массачусетсткий технологический институт (MIT), и Chicago Booth. Кембридж понравился тем, что программа длится год. Мне не хотелось надолго выключаться из работы. Кроме того, годичная программа требует меньших инвестиций. Параллельно с учебой я работал над собственным телемаркетиновым проектом, а заниматься этим, обучаясь в Америке, было бы проблематично из-за разницы во времени. В итоге я выбрал Кембридж и, наконец, поступил.
- В каком смысле "наконец"? Вы поступили не с первого раза?
— Это был мой второй круг поступления. Первый раз я поступал сразу в несколько школ: в одну меня не взяли, в другой поставили в "лист ожидания", а в третью взяли, но в ней я уже и сам не хотел учиться. Пока ты поступаешь, пишешь эссе, общаешься, ты начинаешь лучше понимать, что тебе надо. Это была европейская школа, но не британская, а для себя я решил, что мне надо учиться в англоязычной стране, чтобы получать действительно международный круг общения. В итоге через год я вновь пришел на экзамены.
- Какие ошибки вы допустили при поступлении в первый раз? Что изменили во второй?
— Я полностью пересмотрел подход к эссе. Есть такое понятие – позиционирование. Надо понимать, какой образ создается у потребителя твоего продукта. В случае поступления на программу MBA продуктом являешься ты сам. У тебя есть какие-то мысли, ты их излагаешь, но потом оказывается, что у человека, который читает твой рассказ, создается совсем иное впечатление.
У Кембриджа существует большое сообщество в Москве. Выпускники помогли мне понять, как люди в приемной комиссии оценивают заявки, что именно они ищут. Способность посмотреть их глазами на свою заявку заставила меня переписать эссе.
Одна из ключевых задач при поступлении — выделиться, написать эссе по-деловому, лаконично, информативно, но так, чтобы оно легко читалось. Многие люди начинают писать достаточно шаблонные вещи: "я работаю там-то, занимаюсь тем-то, хочу на MBA потому-то"… Но в тексте должно быть что-то цепляющее, чтобы с автором захотелось пообщаться лично. Важно вложить частичку души, чтобы текст выглядел ярко.
Я заметил, что у тех, кому удалось поступить в хорошие школы, были нестандартные эссе. Можно привести яркие примеры, которые создадут ощущение, что происходящее с человеком – это некое достижение, а не заурядная вещь. Кроме того, надо проявить писательские способности.
- На что еще стоит обратить внимание при выборе места обучения?
— У всех школ похожие базовые программы, все учат похожим вещам. Но у каждой школы есть свой фокус, например, нацеленность на финансы, маркетинг, предпринимательство, стратегию, инновации или на общение в диверсифицированной среде. Каждая школа старается найти свою "фишку", и абитуриенту очень важно ее прочувствовать. Надо оценить, насколько ты способен вписаться в эту атмосферу. Так, я искал школу, ориентированную на предпринимательство, стартапы, венчурное инвестирование и технологические инновации. Моя школа должна была быть в Европе и иметь одногодичную программу. Пересечение этих критериев дало однозначный ответ – Кембридж.
Четкое понимание того, что ты хочешь получить от MBA, увеличивает ценность программы для тебя и шансы поступить, поскольку сами школы ищут именно это понимание среди кандидатов (в противоположность подходу "пойду туда, куда возьмут", который характерен для подавляющего большинства абитуриентов).
При трудоустройстве нет разницы, какую именно школу ты закончил: главное, чтобы она входила в топ-20 MBA. Многие студенты перед поступлением сверяются с рейтингами: куда устраиваются выпускники, на какие средние зарплаты… Но это "средняя температура по больнице". Все это никак не влияет на твою собственную траекторию карьеры. Корочка MBA при трудоустройстве – это, скорее, бантик, на который смотрят, но решающей роли он не играет. Для работодателя важны навыки, а бизнес-школа дает долгосрочный эффект в виде компетенций и умений.
- Какие знания, полученные в бизнес-школе, оказались для вас самыми полезными?
— Мне удалось усилить soft skills – навыки переговоров, презентации, коммуникации. В MBA это происходит благодаря групповым проектам: сроки жесткие, люди все разные, у каждого свой культурный бэкграунд, национальные особенности. Иногда мы отличаемся друг от друга как инопланетяне…
В MBA объясняют, что у каждого есть своя система координат. Мы находимся в нулевой точке, и любые отклонения от нее воспринимаются как отклонение от нормы. Но на самом деле у каждого человека, у каждой национальности есть своя система координат. Это знание показалось мне очень ценным. У меня вдруг открылась способность договариваться с совершенно разными людьми.