ГБУЗ Республики Карелия "Толвуйская амбулатория" признана одной из лучших поликлиник в стране, набрав 7.926 баллов из десяти в рейтинге "Поликлиники России". Главный врач Татьяна Балехова в интервью корреспонденту РИА Новости рассказала об особенностях оказания медицинской помощи в учреждении.
– Татьяна Анатольевна, Вы возглавляете уникальное учреждение: с одной стороны, сельское, а с другой, не столь уж удаленное от мировых столиц. Расскажите о Вашей работе.
В самой амбулатории работают кабинет врача общей практики, детский, прививочный, акушерский, стоматологический кабинеты, есть своя лаборатория, физиокабинет и кабинет профилактики, аптека и дневной стационар. У нас самодостаточное учреждение: пройти необходимые исследования можно, не выезжая в район. Кроме того, наша амбулатория открыта для консультаций в любое время дня. На особом контроле пожилые люди. К ветеранам войны и труда приходим лично. Помогаем не только по медицинской части. Иной раз приходится и совет житейский дать, и просто поддержать по-человечески, а то, бывает, и копейкой.
– Хорошо. А что делать, если их нет в аптеке нужного лекарства, а до ближайшего крупного города Медвежьегорска ехать на автомобиле часа два?
– Мы придумали услугу для пожилых сельчан: за льготными лекарствами они в город не ездят. Водитель нашего уазика с красным крестом на борту забирает выписанные в амбулатории рецепты, едет в Медвежьегорск, там отоваривает их в городской аптеке и развозит по домам нашим пациентам.
– Хватает ли в коллективе амбулатории молодых сотрудников?
– Средний возраст персонала 40-45 лет. До сих пор особого притока молодых мы не ощущали. Только в последние три года дети из нашего поселка стали активно поступать на медицинские факультеты университетов, на отделение сестер и фельдшеров Петрозаводского базового медицинского колледжа. Двадцать лет здесь работаю, но такое наблюдаю впервые. Причем ребята, получив диплом специалиста, собираются вернуться в Толвую.
– Как отразилась на Вас и на Ваших сподвижниках географическая приближенность Толвуи к европейским центрам?
– В конце 1990-х годов мне, как врачу-педиатру и "моей" медицинской сестре предложили поучаствовать в карело-финском проекте по развитию сельской медицины. Мы проходили стажировку в Финляндии, был курс по чрезвычайно интересному профилю — "семейная медицина". Много полезного увидели, что-то использовали у себя после того, как в 2002 году вступили в систему обязательного медицинского страхования и стали работать с фондом ОМС.
Только один пример: круглогодичная "Школа здоровья", которую мы у себя открыли вскоре после возвращения со стажировки. Выходили на предприятия, проводили праздники здоровья, "меряли" сахар, холестерин, работали с людьми в течение года. Была у нас и "Школа отказа от курения". Это было очень интересно, побуждало и самих врачей осваивать новое, идти вперед. Правда, фельдшер, которая была "заводилой" проекта, не так давно ушла на пенсию. "Школы здоровья" пришлось заменить индивидуальными беседами с пациентами.
– Вы об этом жалеете? В чем, как Вы считаете, причина того, что ценный опыт временно недоступен населению?
– Жалей, не жалей, а делать нечего. Тяжелой рутинной работы в нашей профессии хватает, это не секрет, а тут еще отчеты, которые необходимо заполнять, их вал непомерен. Во всяком случае, как руководитель и лечащий врач в одном лице, я это ощущаю. Если к моей теперешней нагрузке прибавить еще и школы здоровья, то придется отказаться от ночного сна.
В конце января я в течение трех дней, будучи в Петрозаводске, доделывала и сдавала отчеты по нашей амбулатории. Три дня! А работают в амбулатории 16 человек. Папка по теме "Защита персональных данных" имеет семь сантиметров в толщину. Правильно, электронные карты больных должны быть защищены от утечки информации. Другая папка посвящена охране уже нашего врачебного труда, третья – формированию реестра Фонда обязательного медицинского страхования и т.д и т.д. Все это важно, все нужно, я не жалуюсь, а просто констатирую, что отчетность отнимает много времени.
– Как складываются Ваши отношения с пациентами?
– Сами себя мы называем "клиника, доброжелательная к населению". Социум тесный, видимся каждый день на улицах, в магазинах, многие вместе учились еще в школе, даже сидели в одном классе. Желание работать в хороших, достойных условиях, учиться новому, стремление понять пациента, помочь ему, доброе расположение к людям – вот секрет нашего успеха.