Наталья Дорошева, специально для проекта "Жизнь без преград"
Картины руками трогать можно! В Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля это не только разрешено, но и настоятельно рекомендуется. Конечно, не подлинники Айвазовского, но специально созданные, трехмерные картины, благодаря которым можно ощутить, что вода мокрая, а трава шершавая. Инновационное оборудование музеем было закуплено не для того, чтобы поразить публику некой диковинкой, а чтобы приобщать к искусству детей, имеющих проблемы с интеллектуальным развитием. Кроме того, в музее работает арт-терапевтическая песочная мастерская, где во время регулярных занятий воспитанники коррекционных школ-интернатов рисуют картины песком.
В 2014 году проект "Песок помнит солнце" Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля стал победителем всероссийского грантового конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире", который ежегодно проводит Благотворительный фонд Владимира Потанина. Автор проекта — Ирина Прохорова, молодой сотрудник отдела просвещения и музейной педагогики. На грант фонда под ее руководством была разработана программа для детей с особыми потребностями, изготовлены 3D-модели картин и фрагментов художественных произведений, а также оборудован музейный зал, где вместе с педагогами и родителями можно заниматься увлекательным видом творчества — рисованием песком.
"Наш музей уже имел опыт общения с посетителями с особыми потребностями, но системной работы не велось, — говорит Прохорова. — Была выставка, которая называлась "Руками трогать разрешается", ориентированная на слабовидящих и слепых. Причем, она оказалась востребована абсолютно всеми. Но мы думали о том, как на регулярной основе работать с детьми с ограниченными возможностями. Проанализировали ситуацию в городе и выяснили, что из 14 коррекционных учреждений ровно половина — это школы для детей с интеллектуальными нарушениями. Этот факт привел нас к пониманию, что мы должны делать проект именно для этой аудитории. Причем, проект продуманный, долгосрочный, в который были бы вовлечены и родители, и педагоги".
Идея окончательно оформилась после того, как Ирина прошла учебу в Лаборатории музейного проектирования в Москве и на семинаре для музейных специалистов, организованном фондом Потанина. В итоге программа "Песок помнит солнце" была разработана совместно педагогами специального коррекционного образования, музейными педагогами и специалистами в области точного конструирования и инновационных технологий.
На первые занятия в музей приводили группу из омского коррекционного интерната N18. Дети органично, эмоционально и с увлечением осваивали музейное пространство, с интересом выражали себя за песочными столами.
"Таким посетителям чрезвычайно важна возможность тактильного контакта с предметом, это развивает мелкую моторику, с одной стороны, и образное мышление, с другой, — рассказывает Прохорова. — Кроме того, у детей с интеллектуальными нарушениями есть проблема с фиксацией внимания, они постоянно переключаются. И возможность увидеть картину на стене, а затем ее фрагмент в трехмерном изображении очень помогает их восприятию".
Каждое занятие посвящено определенной теме. Например, натюрморту. Сначала дети смотрят натюрморты в коллекции, потом подходят к барельефному изображению картины А. Явленского "Натюрморт с пестрой скатертью", ощупывают ее, делятся ощущениями. После — идут в песочную мастерскую, где узнают технику изображения тех или иных предметов: как держать пальцы, как вести линии.
"Есть у нас еще интересное решение в археологической коллекции, которую, конечно же, трогать нельзя. Перед входом в зал мы установили небольшую песочницу, куда поместили копии музейных предметов, сделанные нашими реставраторами. Таким образом, сначала мы изучаем предмет в музейной витрине, потом трогаем его, затем идем рисовать на песке", — объясняет автор проекта.
За минувший год музей провел более 200 развивающих занятий для детей, появились и первые положительные результаты. Например, отстраненная, замкнутая девочка с диагнозом "аутизм" через несколько уроков начала разговаривать и обниматься с педагогами. Дети, которые уже прошли курс занятий, высказались, что хотят продолжать ходить в музей. Те, кто постарше, описывают свое общение с искусством через слова "красота" и "творчество". Хотя реакция у ребят, конечно, бывает разная: один мальчик сидел в фойе музея и плакал от того, что его друг не смог прийти и увидеть, как тут красиво.
Омский музей поделился новым опытом с коллегами и партнерами: в сентябре 2015 года здесь прошел семинар, в котором участвовали представители всех коррекционных школ города, включая учреждения для слабослышащих и слабовидящих, а также педагоги, арт-терапевты и музейные работники. После семинара музей принял еще несколько заявок от детских садов компенсирующего вида, социальных центров, одного детского дома и нескольких школ.
"Сейчас пришло время серьезного осмысления нашей программы и ее нового развития, — говорит Прохорова. — Нам становится тесно в рамках тех задач, которые были поставлены изначально: знакомство ребят с музеем, усвоение основных понятий изобразительного искусства, развитие мелкой моторики и образного мышления. Мы увидели явный терапевтический эффект, о котором говорят и педагоги коррекционных школ, и родители. Захотелось обогатить программу именно терапевтическим компонентом, чтобы с нами работали высококлассные арт-терапевты — как в музее, так и в школах, закрепляя пройденный материал. Мы также создали программу для детей, которые будут у нас продолжать заниматься второй год. И еще планируем сделать аудиогид, чтобы каждый посетитель мог остаться один на один с трехмерной картиной. Так что планы развития программы есть как минимум на два года вперед".
По словам Оксаны Орачевой, генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина, проект "Песок помнит солнце" — это шаг в цивилизованность, которым может гордиться общество, проект позволяет детям с особыми потребностями выйти из стен школ-интернатов, приобщиться к искусству, адаптироваться к окружающей среде.