Марина Лепина ("Арифметика добра"), специально для проекта "Жизнь без преград"
Детские дома, получившие новое название "Центр содействия семейному воспитанию", пока продолжают свое существование, и дети, оставшиеся без родителей, продолжают жить в стенах этих учреждений. Как бы ни были уютны комнаты в детском доме, и сколько бы экскурсий и зарубежных поездок не обрушивалось на плечи этих ребят, это не делает их счастливыми и уж тем более не улучшает их будущее. Будущее им может дать наставник или, что лучше, семья. И каждый ребенок, нашедший маму и папу, это отдельная маленькая победа.
Приемное родительство: не эйфория, а уверенность
В семье Галии Бубновой 12 детей — трое кровных и девять приемных. Так случилось, что Галия знает проблему устройства детей из детских домов в семьи с двух сторон: она не только приемная мама, но и педагог, сотрудник детского дома. Самой старшей, кровной дочери, скоро будет 20 лет. Самой маленькой, Ядгоре, сейчас 1 год и 7 месяцев.
"Я давно в этой сфере, долго консультировала потенциальных усыновителей. А потом и мы с мужем постепенно пришли к мысли о том, что сами можем стать приемными родителями", — рассказывает Галия.

Галия с высоты своего опыта признает: принятие ребенка в семью не такое уж простое дело. "Вовсе не значит, что все должны брать детей. Некоторые к этому неспособны, не готовы. Очень страшно, что сейчас на этой волне, на эмоциях кто-то решается на такой шаг, а потом обнаруживает, что это не его. Идут возвраты детей в детские дома. А это еще хуже, чем когда ребенок просто живет в детском доме. Никакой истерии, все должно быть спокойно и продумано", — говорит Галия.
Она считает, что нужно работать со сложившимися приемными семьями. "У них большой ресурс, потенциал. Когда у тебя много детей, это уже общественная миссия. Ты знаешь, на что ты идешь. Без всякой эйфории. Надо понять, что это будет с тобой 24 часа в сутки — и ты никуда не денешься. Кстати, по опыту других замещающих семей, могу сказать, что сначала все же надо подрастить своих детей, а потом брать приемных".
"Страха нет. Есть задачи, которые нужно решать"
С Галией мы встретились на празднике клуба "Азбука приемной семьи", членом которого она является. Клуб отметил год своей деятельности. За это время велась трудная, кропотливая, но результативная работа: в семьи членов клуба пришло 53 ребенка! Семья Галии и Алексея — одна из 300 семей, участвующих в работе клуба.

Секрет такого нового формата объединения прост: в отличие от Школы приемных родителей, где даются знания, но не опыт, здесь приемные семьи могут поделиться своими секретами, поддержать потенциальных усыновителей, которые еще только встали на путь принятия в свою семью ребенка из детского дома и испытывают сомнения и страхи.
Сейчас, отмечает основатель фонда Роман Авдеев, в семье которого 23 ребенка, из них 19 приемных, общество стало заметно меняться, поворачиваться в сторону оставшихся сиротами детей. "Это радует. Я думаю, мы доживем до того времени, когда не будет детских домов. Не так, чтобы они просто назывались по-другому, а когда их совсем не будет. Вот почему важна пропаганда этого вопроса, развеивание мифов".

Кстати, о мифах. Роман Авдеев считает, что страх перед мыслью взять ребенка из детского дома в семью возникает у тех, кто не готов к этому. "А если у человека есть способность, тяга, у него не появится такой вопрос. Могут возникнуть технические вопросы — как решить ту или иную задачу. Но они не лежат в плоскости страха. Видимо, это склад характера и души".
Не надо жалости. Дарите любовь
Тем не менее, надо признать: общество действительно еще недостаточно информировано в вопросах социального сиротства.
"Люди часто не понимают истинные потребности воспитанников детских домов, — отмечает Диана Машкова, руководитель Клуба "Азбука приемной семьи" фонда, приемная мама. — Вот откуда ошибочные суждения и поступки. Одни считают, что детские дома, поскольку они сейчас неплохо финансируются, вполне эффективно "выращивают" детей. Другие "жалеют" детей и поэтому мы никак не избавимся от новогодней традиции везти в детские дома мешки с подарками. А ведь детям нужно другое. Не вещи. А забота и принятие. Каждому из них нужна семья, мама и папа".

Кстати, и подросткам тоже, отмечает Диана Машкова. Многие приемные родители начинают искать по детским домам "юную мальвину". Не все отваживаются наладить отношения с ребенком старше 10-12 лет, это пугает. Но это тоже ошибка.
"Подростку, воспитывающемуся в детском учреждении, очень нужна семья — просто для того, чтобы выжить, — говорит Наталия Мишанина, руководитель психологической службы фонда. — По статистике, до 90% выпускников детского дома не могут встроиться в реальную взрослую жизнь — они к ней просто не готовы. Ни физически, ни эмоционально. Кроме того, у них нет того, ради чего вообще жить — нет веры в себя, нет ощущения своей нужности. В детстве у такого ребенка не было рядом так называемого значимого взрослого — не воспитателя, а родителя, который бы готовил его к жизни, вел за собой и просто любил".
"Мы берем за руку и ведем за собой"
А новые формы организации работы ЦССВ тоже не помогают. Сейчас дети в детских домах разбиты на "семейные группы", а воспитатели превратились в "социальных мам".
Галия Бубнова объясняет, что эта схема совершенно не может заменить ребенку семью. "Многие чиновники спрашивают: а чем же ваша приемная семья отличается от этой модели? Вроде бы и там 8 детей, и у нас. Они не понимают разницы. Социальная мама с детьми в будни, а в выходные к детям приходит социальная тетя. И помимо жизни и работы в детском доме у социальной мамы есть своя жизнь, куда детям из детского дома нет доступа. "Мама" болеет, отдыхает — дети ее не видят. Они ее не видят злую, рассерженную, уставшую — ведь на работе социальная мама не может себе позволить "неправильные эмоции". В конце концов, социальная мама может уволиться — и появится другая. А в семье дети видят все. Родители болеют, или устают, или нервничают. В семье ребенок видит не парадную сторону жизни, а модель отношений, модель взаимодействия супругов. И мама, и папа в семье — постоянная величина. Мне странно, когда кто-то этого не понимает. Детский дом не может заменить семью".
Пора понять, что нужно заменить материальные способы помощи детям из детских домов на личное участие. Это, отмечают эксперты фонда, острая и актуальная задача. Помощь в развитии бытовых навыков ребенка, привитие верных жизненных ценностей и ориентиров дает положительный результат.
"А обязанность каждого состоявшегося взрослого состоит в содействии социальной адаптации хотя бы одного ребенка-сироты. Государство же должно обеспечить фактическое исполнение законов, в частности, в плане открытости детских домов — ныне Центров содействия семейному воспитанию — которые пока зачастую сопротивляются устройству детей в семьи, особенно в регионах", — подчеркивает Диана Машкова.