Алексей Лахов (НП "Е.В.А."), специально для проекта "Жизнь без преград"
Женщины, живущие с ВИЧ, регулярно сталкиваются со стигматизацией и дискриминацией из-за своего заболевания. Стереотипы вроде "Сама виновата, не нужно было спать с кем попало" встречаются не только среди общего населения, но и, что более неприятно, в медицинской сфере. Разрушить эти стереотипы помогают равные консультанты по ВИЧ.
За 2015 год силами 11 равных консультантов было оказано более 1 тысячи очных консультаций о жизни с ВИЧ, приверженности к приему АРВ-терапии, сохранению здоровья, а также жизни в дискордантных парах. Более 500 человек в 14 районах Санкт-Петербурга получили информацию о комплексе услуг, оказываемых "Центрами социальной помощи семье и детям", а также о работе отделений для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. Равные консультанты сопроводили более 300 клиентов в городской центр СПИД для постановки на учет или проведения диагностики. Свыше 20 учреждений здравоохранения города получили информацию о работе проекта и путях взаимодействия с клиентами.
"На мой взгляд, важность, актуальность и уникальность этого проекта как раз в том и состоят, что равные консультанты делятся собственным опытом преодоления многих сложностей, с которыми к ним обращаются клиенты. Наша команда — это связующее звено между ВИЧ-положительными семьями, социальной службой и учреждениями здравоохранения", — говорит координатор проекта Мария Годлевская.
Мы попросили нескольких равных консультантов собрать так называемые "кейсы" — то есть примеры сопровождения — их клиентов. С какими запросами обращаются ВИЧ-положительные женщины? К чему может привести дискриминация на основании ВИЧ-положительного статуса? Каковы результаты взаимодействия равных консультантов и клиентов?
Равный консультант Алеся:
"С Ириной (имя изменено) я начала работать в феврале 2015 года. Диагноз В-23 ("ВИЧ-инфекция") у нее стоит с 2006 года, на момент нашего знакомства количество CD4 клеток у женщины составляло 170. Также у нее есть другие диагнозы — энцефалопатия, вирусный гепатит С, проблемы с передвижением… У женщины сложилось убеждение, что она всем безразлична, что все поставили на ней крест. Я сходила к врачу-инфекционисту районной поликлиники и добилась того, чтобы к Ирине в адрес вышла медсестра — сделать забор крови на анализ. Также я договорилась с невропатологом поликлиники о выходе в адрес для осмотра женщины и постановки диагноза. Пришлось обращаться к главному врачу поликлиники, поскольку врачи находили массу отговорок, почему не хотят выходить в адрес.
Равный консультант Дмитрий:
"Моей клиентке 36 лет, мужа нет, воспитывает дочку 5 лет. Запрос: трудное материальное положение, не работает. Прогрессирующая ВИЧ-инфекция. У врача не наблюдается. Ребенка не берут в детский сад, поскольку вовремя не встали в очередь.
Мы начали плотно взаимодействовать с клиенткой на предмет трудоустройства. Как выяснилось, женщина очень хорошо владеет навыком составления букетов и разнообразных поделок из бумаги и тканей. Мы организовали мастер-классы на базе районного "Центра социальной помощи семье и детям" для клиентов и сотрудников центра, которые проводила наша клиентка. Через два месяца после обследования и плотного общения с нами клиентка приняла решение о начале приема АРВТ.
Итог: спустя год клиентка прекрасно себя чувствует, продолжает принимать АРВТ и наблюдаться у врача. Работает на дому, изготавливая своими руками поделки и букеты, реализует их через посредников. Ребенок пошел в первый класс. В дальнейшем сопровождении не нуждается. Продолжает приходить в "Центр социальной помощи семье и детям", проводит мастер-классы как благодарный клиент".
Равный консультант Ярослава:
Совместно с психологом центра нами была проведена беседа с врачом из той больницы о правах ВИЧ-инфицированных граждан. Кроме того, мы провели эмоционально-психологическую беседу с клиенткой, также побеседовали с заведующей отделением гинекологии. В результате клиентка была принята на отделение, и на следующий день ее успешно прооперировали".
В ноябре 2015 года проект завершился. На сегодняшний день неизвестно, найдутся ли в бюджете Санкт-Петербурга средства на его продолжение в 2016 году.