В преддверии Международного дня благотворительности, который ежегодно отмечают во всем мире 5 сентября, РИА Новости попросили представителей фондов оценить состояние благотворительной сферы в России и рассказать о трудностях, которые им приходится преодолевать.
Благотворительный фонд Владимира Потанина — один из первых частных фондов, появившихся в России — оказывает помощь в реализации проектов в области образования и культуры. О том, повлиял ли кризис на работу фонда, о трудностях неэкономического характера, а также о том, чего можно ждать от благотворительности в России, рассказала в интервью РИА Новости генеральный директор фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.
— Оксана Ивановна, как вы охарактеризуете сферу благотворительности сегодня? Повлиял ли кризис на ее состояние?
— А конкретно ваш фонд испытывает трудности из-за экономических проблем в стране?
— Наша организация ощущает влияние кризиса в меньшей степени, поскольку фонд не зависит от частных пожертвований, финансируется из личных средств учредителя, и уровень финансирования не снижается. Мы выполняем все обязательства перед грантополучателями фонда, продолжаем и развиваем программы. Но реализация задуманного, к сожалению, обходится все дороже, и перед нами, как и перед всем сектором, стоит вопрос дальнейшего повышения эффективности своей деятельности.
— Что в этом плане можно сказать о других российских благотворительных организациях, им стало труднее?
— О том, как себя чувствуют другие игроки сектора, можно судить по результатам "Барометра кризиса" — есть такой интересный проект Форума доноров, который на протяжении нескольких месяцев отслеживает расходы компаний на благотворительность.
Взглянув на цифры, можно увидеть, что в долгосрочной перспективе резкого сокращения расходов не происходит: одни компании их сократили, другие — увеличили свои бюджеты. В целом, наблюдается некий баланс.
Впрочем, кризис заставляет всех максимально оптимизировать происходящие процессы с тем, чтобы каждый вложенный рубль приносил максимальную социальную отдачу. Кризис — это время осмысления, проведения оценки того, что достигнуто и куда двигаться дальше, расстановки приоритетов. Недаром Форум доноров выбрал в качестве темы 2015 года тему оценки.
— Какие сложности возникают сегодня у благотворительных организаций?
— К сожалению, помимо экономических, появляются и другие трудности. Снова встал на повестку дня вопрос доверия к некоммерческим организациям. Достаточно негативный фон, который сейчас присутствует в СМИ по отношению к третьему сектору, отражается на благотворительных фондах. А ведь для нас доверие и поддержка людей очень важны.
Приходится констатировать, что никаких существенных подвижек не происходит в сфере законодательной поддержки благотворительности. Практически законсервирована тема налогового стимулирования благотворительности компаний — сегодня такие компании не имеют никаких льгот. Пока нет позитивных новостей и в части дальнейшей поддержки целевых капиталов (эндаументов) как эффективного инструмента повышения финансовой устойчивости третьего сектора. В частности, благотворительные фонды по-прежнему лишены возможности полноценно использовать механизм целевых капиталов.
Между тем, кризис — удачное время для пересмотра отношения к благотворительности: приходит понимание, что это очень эффективный и часто недоиспользованный механизм вовлечения граждан в решение социальных проблем.
— А в чем может выразиться это положительное влияние?
— Многие инициативы, связанные с изменением практики благотворительности, появлялись именно в период кризиса. В частности, кризис 2008 стимулировал появление во Франции законодательства о целевых капиталах, сделав данный инструмент широко доступным, что позволило французским музеям массово создавать финансовые "подушки безопасности" (в частности, Лувр стал одним из первых, кто обзавелся целевым капиталом). В Великобритании в кризис стартовали совместные частно-государственные программы.
Кризис — период объединения ресурсов и усилий. На институциональном уровне — это время формирования партнерства, на индивидуальном — совместная работа над решением проблем. Если проблема действительно важна и есть ее решение, то люди готовы вкладывать свои средства, знания и время. Было бы хорошо, если бы и в нашей стране кризис сыграл и положительную роль.