Инклюзия: все дети должны учиться
Понятия "полноценности" и "неполноценности" должны перестать существовать. И тогда больше не будет, например, "детей с синдромом Дауна" в отличие от других, а будут просто мальчики и девочки.
Конвенция ООН о правах инвалидов
Преамбула
Государства — участники настоящей Конвенции,
- напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира,
- признавая, что Организация Объединенных Наций провозгласила и закрепила во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия,
- подтверждая всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации…"
Эта конвенция предполагает понятие инклюзии. Чем же отличаются друг от друга модели эксклюзии, сегрегации, интеграции и инклюзии в отношении людей с инвалидностью и без нее?
Эксклюзия: инвалиды исключены из общества.
Сегрегация: в случае сегрегации обе группы в рамках одного общества отделяются друг от друга. Появляются детские сады и школы для детей-инвалидов, создаются рабочие места для взрослых людей с инвалидностью.
Интеграция: создаются интегративные детские сады и школы, принимающие незначительное число детей с инвалидностью. Педагогическая интеграция детей в Германии, по сути, не была реализована. Ни один из детей с синдромом Дауна не получил аттестата об окончании школы.
Инклюзия: особенные дети получают полное признание в детских садах, школах и мире профессий.
Нетрудно заметить, что граница между инвалидами и не инвалидами постепенно сдвигается, а смысл инклюзии состоит в том, что эта граница и вовсе исчезает, хотя разделение на инвалидов и не инвалидов сохраняется.
Именно об этом еще в 1924 году писал Лев Выготский:
"Решительно все психологические особенности дефективного ребенка имеют в своей основе не биологическое, а социальное ядро".
"Возможно, что недалеко то время, когда педагогика будет стыдиться самого понятия "дефективный ребенок" как указания на какой-то неустранимый недостаток его природы".
"В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были дефективными. Тогда исчезнет и само это понятие, верный знак нашего собственного дефекта".
Господствующее в настоящее время мышление отличается дуализмом, и те ученые, которые мыслят в дуалистическом ключе, в отличие от тех, кто мыслит системно, не в состоянии понять, что все люди развиваются как биопсихосоциокультурные существа. Поэтому и возникают предрассудки:
- "Бедняк беден потому, что не работает".
- "Богач богат потому, что труженик".
- "Больной болен потому, что не заботится о себе".
- "Здоровый здоров потому, что ведет здоровый образ жизни".
- "Глупый глуп потому, что не хочет прилагать усилия".
- "Умный умен потому, что прилежен".
- "Психически неполноценный неполноценен потому, что он представляет собой что-то невообразимое".
- "Гений одухотворен потому, что он гениален".
Бертольд Брехт говорил о единстве людей, полагая, что богатство и бедность взаимно обусловливают друг друга. Он описал это в одном из своих стихотворений:
Богач и бедняк
Стояли там и смотрели друг на друга.
И бедняк сказал уныло:
"Если бы я не был беден, ты бы не был богат".
В этом стихотворении отражена идея о том, что противоположные полюса высвобождают энергию для перемен в обществе. Это соображение относится и к другим полюсам — различное движется к единству. Также и люди с инвалидностью и без нее образуют два полюса нашего общества. Не будь первых, не было бы и вторых. Можем ли мы посмотреть на эти два полюса как на находящиеся в рамках единства?
То, что действительно возможно рассматривать существующие противоположности как два взаимосвязанных полюса, относящихся к единому целому, доказывает политика примирения Нельсона Манделы. Политика Манделы — это историческое свидетельство того, что примирение возможно не только между отдельными людьми, но и в рамках расколотого противоречиями народа. Национальное примирение устранило разделение между неграми и бурами. Из этих двух противоположностей родилось понятие "южноафриканцы". С тех пор устранение разделения между этими двумя социальными группами гарантировано законом. Для Нельсона Манделы это означало, что цветное население страны — в духе примирения — прощает преступления режима апартеида, но никогда не забудет их.
Последствия политики апартеида вносили раскол не только между белыми и черными, но и между угнетателями и угнетаемыми, между теми, кто обладал властью, и беспомощными, между образованными и необразованными и т. д. На одном из мирных шествий полицейские расстреляли безоружных демонстрантов — мужчин, женщин и детей. В духе системы апартеида они имели на это право. У белой части населения был глубокий страх перед чернокожим большинством. Я убеждена, что в человеческих отношениях в большинстве случаев именно страх делает людей врагами. Благодаря предложенной Нельсоном Манделой идее примирения атмосфера в стране стала более мирной и свободной от страхов, что привело к позитивным переменам в общественной жизни.
"Воспитание — вот наиболее действенное оружие, которое у нас есть и с помощью которого мы можем изменить мир", — писал Нельсон Мандела.
В системе нашего школьного образования страх играет важную роль. Яну 5 лет. У него пшеничного цвета волосы и сияющие глаза. У него правильная речь, он уже знает все буквы и с использованием жестов может писать отдельные предложения. Вчера мы вместе с ним прорабатывали детскую книжку "Овечка Рита". Он выбрал три странички, которые ему больше всего понравились: "Рита вонючка", "Рита в грязи", "Рита дома".
С моей помощью он изготовил к этим страничкам иллюстрации. Он напечатал эти фразы на компьютере, потом мы распечатали их на принтере и наклеили на картинки. Написав фразу "Рита вонючка", он звонко засмеялся: "Рита — поросенок!"
Когда за Яном пришла мама, он радовался своим сегодняшним достижениям. Она взяла его на руки и поцеловала, он тоже поцеловал ее и сказал: "Мама!" Неожиданно для себя я заметила, что она еле сдерживает слезы. Женщина пыталась говорить: "Я так боюсь, когда думаю о школе. Боюсь, что наши надежды окажутся напрасными. Думаю, что из-за синдрома Дауна они не дадут ему шансов, а ведь он уже так много всего умеет делать! Он — лучшее, что у нас есть, и так похож на моего мужа… Он — желанный ребенок. Но все так сложно…" Ян снова сказал: "Мама!" И потом, посмотрев на меня: "Мама плачет".
Утром мне позвонила одна учительница: "Мне хотелось бы поговорить с Вами. Я прочла Вашу книжку "Плохих учеников не бывает". Не могу себе представить, как я могу помочь детям с синдромом Дауна получать аттестат. Я этого не понимаю, и не знаю, что нужно делать. Можно ли устроиться к Вам практиканткой?"
В каждом ее вопросе слышался страх, который она испытывала перед лицом задач, казавшихся ей неразрешимыми.
Политика апартеида разделяла общество и людей на полноправную белую элиту — высший слой — и бесправный чернокожий низший слой. Наше общество разделяет, например, детей с трисомией по 21-й паре хромосом как психически неполноценных — и детей с бисомией по 21-й паре хромосом как психически полноценных, то есть детей, которые, по его мнению, представляют собой ценность, и детей, которые такой ценности не представляют.
Предоставлено издательством "Никея"