Рейтинг@Mail.ru
Харрис: российские учителя невероятно преданы своей работе - РИА Новости, 27.02.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Харрис: российские учителя невероятно преданы своей работе

© Фото : University of MalayaДиректор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис
Директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис
Школы в разных странах сталкиваются с проблемами неблагополучного социального окружения и недостаточной квалификации педагогов. О своем опыте работы в российских школах рассказала британский специалист в области школьного лидерства, директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис.

Школы в разных странах сталкиваются с проблемами неблагополучного социального окружения и недостаточной квалификации педагогов. Как исправить ситуацию в таких школах и помочь им улучшить успеваемость и поведение учеников? Что для этого может сделать директор школы? Эта тема стала одной из многих, обсуждавшихся экспертами на Двенадцатой ежегодной конференции "Тенденции развития образования Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра", которая состоялась в Московской высшей школе социальных и экономических наук. О своем опыте работы в российских школах корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказала всемирно известный британский специалист в области школьного лидерства, директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис.

- Госпожа Харрис, Вы участвуете в проекте по содействию российским школам, работающим в сложном социальном окружении. В чем заключается Ваша работа?

— Мы с коллегами работаем в школах трех регионов России – Ярославля, Карелии и Москвы. Эти школы находятся в разных, подчас очень непростых условиях. Мы общаемся с директорами и учителями, и наша основная цель – сориентировать их таким образом, чтобы они стали сотрудничать в работе и друг с другом и с местным сообществом.

- Приходилось ли Вам заниматься аналогичной работой в других странах?

— Да, у нас есть опыт подобных проектов в Англии. Некоторое время назад у нас в стране возник достаточно сильный запрос со стороны власти и общества на улучшение ситуации со средними школами. На это было выделено значительное государственное финансирование. Я работала с директорами и учителями в семи школах, которые оказались в по-настоящему сложной ситуации. Нам удалось многого добиться, хотя в некоторых школах проблемы до конца не решены и сегодня.

- Расскажите подробнее, какие проблемы Вы решали и какими методами при этом пользовались?

— Надо сказать, что методы, принципы и цели нашей работы в России и в Англии совпадают, потому что и проблемы у школ в обеих странах очень похожи.
Как и в России, в английских школах мы фокусировались на усилении взаимодействия между учителями. Дело в том, что обычно педагогам, которые испытывают сложности в работе с трудными детьми, кажется, что они одиноки в своих проблемах, и никто им не может помочь. Но когда они начинают понимать, что их окружают коллеги, которые готовы поделиться с ними своим опытом и поддержать их, то им становится гораздо легче работать. Педагоги налаживают взаимодействие друг с другом, и за счет этого улучшаются результаты их работы.

Интересно, что получив поддержку, учителя начинают гораздо больше заниматься вопросами академической успеваемости учеников и повышением качества преподавания, чем проблемами плохого поведения учеников. Они и мыслить начинают более позитивно. Одна учительница из Карелии сказала, что для нее самым важным достижением нашей     совместной работы стало осознание того, что двери в ее класс открыты для коллег, что отныне она может получить помощь и больше не чувствует себя наедине со проблемами в работе.

- Какие приемы помогают Вам обучить учителей сотрудничать друг с другом?

— Мы используем методики международной программы Professional learning communities, которая зарекомендовала себя уже в разных странах. В России мы впервые внедрили их в совместном проекте с Центром развития лидерства в образовании Института образования НИУ "Высшая школа экономики". В рамках этого проекта мы уже в течение двух лет регулярно приезжаем в Россию и проводим тренинги для школьных педагогов. Мы сотрудничаем с региональными институтами повышения квалификации, которые проводят занятия с педагогами в наше отсутствие.

Когда мы начинали работать в России, мы попали в школы, ситуация в которых была настолько запущенной, что участие в нашем проекте было для них последним шансом избежать закрытия. За два года им удалось улучшить свои результаты, по крайней мере, вопрос об их закрытии сегодня уже не стоит. Эти школы научились сами справляться со своими проблемами и даже делиться опытом с другими школами региона, которые испытывают подобные трудности.

Просто поразительно, как всего за два года проекта некоторые школы смогли превратиться из аутсайдеров в достаточно успешные учебные заведения. В чем выражается? В первую очередь, в том, что улучшились результаты детей на экзаменах. Кроме того, родители стали гораздо сильнее вовлечены в обучение своих детей. Устранились многие проблемы с поведением школьников. В результате, школы стали получать лучшее финансирование. Хочу добавить, что все материалы, которые мы предоставляли для работы с педагогами, остаются в свободном доступе для всех желающих. Мы хотим, чтобы наш опыт нашел еще большее применение, и мог распространяться на местном уровне без нашего непосредственного участия.

- Насколько важной была работа с лидерами педагогических коллективов этих школ?

— Да, мы очень приветствовали участие директоров в нашей работе и активно привлекали их в учебные команды на тренингах, при этом не давали им никакого преимущества в занятиях, они участвовали наравне со всеми. Мы часто перетасовывали состав групп, и получалось, что директора тесно сотрудничали со многими педагогами. Надо сказать, что после таких тренингов отношения во многих коллективах улучшились.

- Какие качества сегодня необходимо иметь директору школы для успешной работы?

— Навыков и компетенций, которым должен владеть современный директор школы, очень много. Но самое главное, пожалуй, – способность сформировать команду педагогов. Именно учитель работает с учеником напрямую, и поэтому директор должен верить в учителя, доверять его мнению и допускать, что тот может лучше него разбираться в каких-то вопросах.

- Может ли успешный директор школы не иметь педагогического образования, но быть хорошим управленцем?

— Да, конечно, современным директорам нужно уметь эффективно, рационально и разумно управлять школой. Но школе, которая испытывает серьезные трудности, просто хорошего менеджера мало. Ей нужен такой директор, который на своем примере может показать, что такое хороший урок, потому что в проблемных школах, как правило, мало хороших учителей, и педагогам просто неоткуда взять примеры качественной педагогической практики. Директор должен в этой ситуации уметь все делать сам.

Скоро выйдет книга о нашем опыте работы в школах разных стран, и две главы в ней будут посвящены России. На мой взгляд, очень важно, чтобы российский опыт получил признание в мире, потому что российские учителя демонстрируют такую высокую степень подвижничества и преданности своей профессии, которую мало где можно встретить. Для меня было большой честью и счастьем работать с российскими школами и быть причастной к тем результатам, которых они достигли в процессе работы. Сегодня наш совместный проект завершился, но исследования продолжаются, и мы надеемся на успешное продолжение сотрудничества с российскими учеными, которые занимаются исследованиями в области лидерства в педагогических коллективах.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала