Рейтинг@Mail.ru
Хугала: Финских дошкольников никто специально не учит читать и считать - РИА Новости, 24.02.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Хугала: Финских дошкольников никто специально не учит читать и считать

Воспитание детей в детском саду и подготовка их в школе в каждой стране происходит по-своему. О том, как работают с детьми до семи лет в Финляндии, корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказала профессор дошкольного образования Университета Тампере (Финляндия) Ээва Хугала.

Воспитание детей в детском саду и подготовка их в школе в каждой стране происходит по-своему. Опыт Финляндии, получивший признание в мире, и особенности руководства финскими дошкольными учреждениями стали одной из тем для обсуждения экспертов на Двенадцатой ежегодной конференции "Тенденции развития образования Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра", которая состоялась в Московской высшей школе социальных и экономических наук. О том, как работают с детьми до семи лет в Финляндии, корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказала профессор дошкольного образования Университета Тампере (Финляндия) Ээва Хугала.

- Госпожа Хугала, как устроена система дошкольного образования в Финляндии? Являются ли детские сады отдельными независимыми учреждениями, или они входят в состав образовательных комплексов?

— Детские сады в нашей стране считаются начальной ступенью образования. Как правило, они не имеют никакой привязки к школам, но в последний год пребывания детей в саду происходит определенное сближение сада и школы.

- Есть ли какие-то ограничения по числу детей в группах?

— Для нас важно не количество детей в группе, а соотношение числа педагогов к числу детей. На одного взрослого должно приходиться не более четырех детей в возрасте до трех лет, и не более семи — старше трех лет. То есть в группе с 21 ребенком должно одновременно работать трое взрослых. Теоретически, могут быть и группы с 28 детьми и 4 педагогами, но на практике таких больших групп я не встречала.

- Занимаются ли в Финляндии педагоги в детских садах подготовкой детей к школе? Должны ли семилетки уметь читать или считать перед тем, как пойдут в первый класс?

— Никаких требований к академической подготовке детей перед школой не предъявляется. Ребенку достаточно быть семилетнего возраста, чтобы его приняли в школу. Но бывает и так, что воспитатель видит, что у ребенка в школе могут возникнуть какие-то трудности, и тогда он предлагает родителям оставить сына или дочь поиграть еще год в саду.

- Очевидно, игра – это основная форма проведения занятий с детьми в детском саду?

— Действительно, игра – ключевое понятие всей финской системы дошкольного образования. Даже в подготовительный год перед школой, когда российские дети готовятся к первому классу, с финскими ничего подобного не происходит. Обучение допустимо только через игру. Например, дети играют в магазин. Учитель понимает, что это прекрасная тема, чтобы немножко поучить детей арифметике, и в игре он может предложить им пользоваться числами.

- Система образования в Финляндии ориентирована на то, чтобы все ученики достигали единого уровня знаний. Но как быть ученикам с высоким уровнем способностей, которым учеба дается легче и быстрее? Смогут ли они продвинуться дальше?

— В нашей стране специальных классов или школ для одаренных детей не существует. Но если учитель видит, что какой-то ребенок проявляет необыкновенные способности в музыке, спорте или математике, то он может заниматься с ним дополнительно индивидуально, или, если речь идет о музыке, посоветовать обратиться в музыкальную школу. В принципе, важно отметить такого ребенка и сориентировать его. Но специальных программ для одаренных детей, чтобы давать им еще больше знаний, у нас нет.

- Какова роль руководителя детского сада в работе коллектива, и какими специальными функции он должен обладать?

— Основные лидерские качества — желание и умение оказывать поддержку другим педагогам, настраивать и направлять их на повышение качества преподавания, помогать им раскрываться в работе. Современный лидер дошкольного образования должен быть хорошим командным игроком, который понимает сильные стороны каждого из педагогов. Он должен воспринимать коллектив как команду единомышленников, у каждого из которых есть свои сильные стороны, и если их правильно использовать, то от этого выиграют все.

- Насколько активно педагоги детского сада в Финляндии сотрудничают с родителями?

— Связи между педагогами и родителями в наших детских садах очень сильны. Здесь можно говорить о выстраивании партнерских отношений, очень целостных и глубоких. Для каждого ребенка мы готовим индивидуальные учебные программы, но их невозможно создать усилиями одних воспитателей, здесь необходимо активное участие родителей.

В Финляндии существует национальный образовательный стандарт для детских садов, но носит весьма рамочный характер. Он описывает базовые принципы и методики обучения. Но кроме национального уровня есть еще муниципальный уровень: власти города и местное сообщество тоже высказывают свои пожелания, чему дети должны обучаться и как развиваться в детском саду. Дальше существует школьный уровень разработки образовательной программы, на котором включаются родители. Они помогают окончательно оформить план занятий для каждого ребенка, высказывая свои пожелания о том, что конкретно их ребенку было бы хорошо и полезно.

- Существует ли в Финляндии дополнительное образование для дошкольников, или все необходимые занятия дети получают в детском саду?

— У нас есть родители, которые хотят давать дополнительное образование своим детям. В основном, речь идет о занятиях музыкой, спортом или танцами. Часть детей этим занимается. Но по опыту общения с педагогами могу сказать, что сейчас в семьях наметилась тенденция не перегружать детей дополнительным образованием. У родителей возникает все больше доверия к детским садам. Возможно, этот эффект возникает из-за того, что родители вовлечены в жизнь детского сада, хорошо знают, чем и для чего занимаются с детьми в саду, понимают, что могут непосредственно влиять на образовательную программу, доверяют воспитателям и не ищут ничего большего не стороне. Родители относятся к игре не как к пустому времяпровождению, а как к осмысленному занятию, обладающему дидактической ценностью.

- Что меняется сегодня в финской системе дошкольного образования? Какие существуют тенденции, точки роста?

— Весной в парламенте будет обсуждаться вопрос о том, чтобы ребенок, родители которого находятся дома, мог бы находиться в саду не целый день, а только до обеда. Сегодня все дети – работающих и неработающих родителей – проводят в детском саду целый день. Это основное изменение, которое может произойти в нашей системе дошкольного образования в ближайшем будущем.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала