Рейтинг@Mail.ru
"Массовость" или "звездность": к чему стремится финское образование - РИА Новости, 13.02.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

"Массовость" или "звездность": к чему стремится финское образование

© Fotolia / Tyler OlsonШкольники за компьютерами
Школьники за компьютерами
Корреспондент РИА Новости побывала в финских образовательных центрах и познакомилась с национальными подходами к обучению.

Финские ученики в последние годы демонстрируют значительные успехи в массовом освоении школьных знаний, хотя призеров международных предметных олимпиад среди них практически не бывает, и местные университеты не входят в число мировых лидеров. Приоритет "массовости" над "звездностью" в сфере образования декларируется в стране вполне сознательно. Корреспондент РИА Новости Анна Курская побывала в финских образовательных центрах и познакомилась с национальными подходами к обучению.

Массовость важнее звездности

Достижения школьного образования в Финляндии привлекают внимание педагогов из разных стран мира. Финские школьники последние годы устойчиво занимают высокие места в международных исследованиях образовательных достижений учащихся, уступая лишь своим ровесникам из стран Юго-Восточной Азии.
Однако, несмотря на столь впечатляющие достижения в среднем образовании, университетское образование в Финляндии пока только стремится к лидерским позициям. В 2014 году Университет Хельсинки занял 67 место в рейтинге лучших университетов мира QS и поставил своей целью к 2020 году войти в топ-50. Университет Аалто занял в том же рейтинге 187 место, Университет Турку – 208 место.

Почему же столь качественное школьное образование не делает финские университеты "звездами"? По-видимому, причина здесь в сознательном отказе от стремления к элитарности и ориентации на среднюю норму, которая должна быть бесплатной и массовой. Но то, что выглядит как бесспорное достоинство для студентов финских вузов, превращается в препятствие для попадания университетов в топ мирового рейтинга.

"У нас в стране нет "элитарных" университетов. А чтобы преуспевать в передовой науке, следовало бы очень тщательно отбирать тех, кто будет ей заниматься", — рассказал РИА Новости декан медицинского факультета Университета Турку Пентти Хуовинен.

Профессор факультета биологических наук Академического университета Або Джон Эрикссон согласен с коллегой. "Наша задача – дать хорошее образование каждому, и мы всегда имеем это в виду, когда разрабатываем свою стратегию. Равноправие очень присуще финнам, и акцент на развитии элитарного образования входит в противоречие с отношением общества", — отметил он.

Представители администрации финских университетов не видят большой проблемы в том, что их вузы не возглавляют рейтинги. Обеспечение качественного высшего образования для возможно большего числа граждан, пусть даже они не станут крупными учеными, — важный приоритет для национальной системы образования, считает профессор Биохимического факультета Университета Турку Ким Петтерссон.

"В наших университетах учатся самые разные студенты. Я не думаю, что каждый из них после окончания университета станет ученым и будет публиковаться в научных журналах, но я уверен, что они смогут успешно работать в промышленности и других отраслях", — рассказал он РИА Новости.

Впрочем, передовую науку тоже должен кто-то развивать. И руководителям финских вузов приходится думать об этом. "Нам надо, с одной стороны, давать образование массам людей, с другой – готовить ученых высокого уровня. И очень важно найти баланс между этими двумя задачами", — подчеркнул Пентти Хуовинен.

Звездам тоже нужна помощь

Вопрос поиска баланса между массовым качественным обучением и подготовкой «звезд» из наиболее способных учеников сегодня встает и перед финской системой среднего образования. До сих пор каждая школа в стране требовала от учеников качественного освоения единой образовательной программы. При этом более слабым ученикам оказывалась дополнительная поддержка с тем, чтобы они могли максимально приблизиться к требуемому уровню знаний.

Школы в Финляндии сознательно не делали очень большими, даже в столице численность учеников в школе не должна была превышать 900 человек. Для учеников все занятия, включая кружки и секции, остаются бесплатными. Государство обеспечивает детей всем необходимым, включая учебники и канцелярские принадлежности.

Однако, несмотря на провозглашенные принципы равноправия, ориентация финской системы среднего образования на однородность в последние годы меняется, рассказал РИА Новости президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.

"До недавнего времени в одном классе учились и сильные и слабые ученики, то есть не было никакой диверсификации, никаких гимназий и лицеев. Не было специальных мер по поддержке сильных детей, не было предметных олимпиад. Интересы сильных учеников волновали не учителей, а те семьи, которым это было важно. Школа ими не занималась. Не случайно финские дети никогда не занимали хорошие места в международных олимпиадах, в отличие от нашей страны, например", — отметил он.

Это происходило по той же самой причине: система образования ориентировалась на средний уровень. Все дети в стране должны были достичь определенной планки. В результате разрыв в знаниях между сильными и слабыми учениками в Финляндии действительно очень невелик, в отличие от России. Правда, последние исследования показывают, что в России он начал сокращаться, уточнил эксперт.

"В последние же годы финны начали говорить, что сильным ученикам нужна индивидуальная образовательная траектория. Средняя школа стала диверсифицироваться, хотя и очень аккуратно, не торопясь", — рассказал он.

Полезный опыт

Многое в опыте Финляндии было бы нам полезно, хотя сравнивать финскую систему образования с российской напрямую не совсем верно, полагает Виктор Болотов. "Когда нам ставят в пример Финляндию, Сингапур или еще какую-либо страну с высокими результатами международных исследований, это всегда не очень корректно. Нужно учитывать различия в социокультурных контекстах", — пояснил он.

С одной стороны, территории наших стран многократно различаются, с другой, есть разница и в ментальности населения, отметил он. "Любая значимая новелла государственной и общественной жизни в Финляндии очень тщательно обсуждается населением, не год, не два и не три. И финны достигают если не консенсуса, то компромисса по поводу вектора развития образования", — пояснил Виктор Болотов.

В стране нет национальных тестов оценки качества образования, подобных российскому Единому госэкзамену. Но это, по мнению экспертов, не дает учителям возможности работать, спустя рукава. Халтурщика очень быстро "заклюют" коллеги, общество вытеснит его из школы. "Получается, что внешняя оценка не нужна, когда она заменяется общественным отношением", — подчеркнул Виктор Болотов.

Российской системе образования было бы важно достичь того же уровня доверия учеников и родителей школе, как у наших северо-западных соседей, считает Виктор Болотов.

"Мировая практика и, в частности, опыт Финляндии, показывают, что если есть свобода школы, есть ситуация внешнего оценивания эффективности (неважно, общество ли дает оценку, Единый ли госэкзамен, или еще что-то), то такая страна получает лучший результат. И в Финляндии к школе очень большое доверие по выбору способов обучения учеников и в тоже время большое внимание к результативности обучения", — рассказал он.

Важен и престиж профессии учителя, который в России сегодня постепенно поднимается, однако в сравнении с зарубежным опытом здесь еще есть к чему стремиться, резюмировал эксперт.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала