Рейтинг@Mail.ru
Навигатор образовательных кластеров: от школьника до работодателя - Социальный навигатор РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Навигатор образовательных кластеров: от школьника до работодателя

© Fotolia / KzenonСтуденты на занятиях
Студенты на занятиях
Первая версия рэнкингов образовательных кластеров опубликована в МИА "Россия сегодня".

МОСКВА, 1 декабря – РИА Новости. Первая версия рэнкингов образовательных кластеров опубликована сегодня в МИА "Россия сегодня" по инициативе Министерства образования и науки РФ. Фактически дан старт масштабному информационно-аналитическому проекту, в рамках которого разработан и внедрен инструмент, обеспечивающий информационную поддержку генерации и развития инноваций, способствующих повышению конкурентоспособности образовательных кластеров.

Как сообщила заместитель начальника управления проектов в образовании и социальной сфере МИА "Россия сегодня" Наталья Тюрина, формализовано само понятие образовательного кластера и сформулирована определенная цифровая рамка, которая позволяет на основе показателей и сопоставительного анализа подробно описать каждый кластер.

Образовательные кластеры разделены на две основные группы: внутрирегиональные (в центре стоят высшие учебные заведения, НИИ, опытно-конструкторские бюро, работающие в прямой связке с предприятиями-работодателями) и межрегиональные (общими усилиями они могут быть реализованы в соседних регионах РФ). Среди приоритетных отраслей — атомный энергопромышленный комплекс, авиационная и космическая промышленность, добыча полезных ископаемых, металлургия, наноиндустрия и др.

Методология и смысловые группы

Стеклянный 15:00 Конкурентоспособность образовательных кластеров: критерии оценки
Конкурентоспособность образовательных кластеров: критерии оценки
Касаясь методологии создания рэнкингов образовательных кластеров, профессор кафедры математических методов в экономике факультета математической экономики и информатики Российской экономической академии им Г.В. Плеханова Олег Косоруков рассказал, что в проекте отдельно выделяются исходные данные, собранные из различных открытых источников, и те данные, на основе которых выводятся расчетные показатели.

Говоря о смысловых группах показателей, профессор выделил два основных блока: работу кластеров по профориентации, начиная со школы, и деятельность кластера, направленную на контингент, который уже обучается. "Здесь важно понять роль слияния образовательных учреждений с производственными предприятиями, найти соответствие «кого готовят в вузе – кто нужен на предприятии», отследить процесс распределения", — подчеркнул он, добавив, что поставлена глобальная задача обеспечения отраслей профессиональными кадрами.

Генеральный директор ООО "Артвелл" Николай Апурин в связи с этим обратил внимание на то, что в открытых источниках информации очень мало данных об образовательных кластерах. "Они не регламентированы требованием по раскрытию информации, у большинства кластеров даже нет собственных информационных порталов, что негативно сказывается на их деятельности", — отметил он.

"Профориентирование начинается со школы, и предприятие должно заранее знать, какие именно специалисты будут востребованы в ближайшие годы", — пояснил Апурин, добавив, что отсутствие информации затрудняет выбор будущих кадров. В связи с этим он заявил о необходимости введения единого стандарта информации, позволяющего образовательным кластерам в открытом для населения доступе заявлять о своих программах, достижениях, количестве построенных лабораторий.

Кластер, как социальный лифт

Приветствует создание подобного информационно-аналитического продукта депутат государственного Совета Республики Коми, ректор Сыктывкарского государственного университета Марина Истиховская. "Очень важно систематизировать всю ту работу, которую так или иначе проводят многие вузы страны", — подчеркнула она, добавив в связи с этим, что Сыктывкарский университет реализует 172 образовательные программы, готовит специалистов во все спектры бюджетной сферы, заключает более 1,5 тыс. договоров  с работодателями.

"Площадь республики 417 тыс. кв км, профессиональное образование сосредоточено только в Сыктывкаре и Ухте, а спектр работодателей крайне широк, в связи с чем регион испытывает острую нехватку кадров", — заявила ректор, добавив при этом, что как показывает статистика, лишь 1,5% выпускников московских и питерских вузов возвращаются обратно в родной регион, чтобы работать в экономике республики.

"Мы должны дать возможность школьнику увидеть себя студентом определенного вуза, а затем — работником социальной или экономической сферы республики", — пояснила она, подчеркнув при этом, что потенциальный абитуриент должен воспринимать образовательный кластер, как социальный лифт для своего будущего.

Синергетический эффект

Проректор по программам развития и инновационной деятельности Сыктывкарского государственного университета Наталья Михальченкова добавила, что образовательные кластеры не только не имеют открытых баз данных, но и не являются инструментом управленческих решений, как органов управления образования, так и руководящих органов, отвечающих за развитие промышленности в регионах. "Данный инструментарий позволит сложить тысячи работодателей, десятки тысяч абитуриентов", — подчеркнула она.

Директор Центра медиапроектов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Марина Арканникова заявила, что интеллектуальный продукт предоставляет принципиально новые возможности для внутригосударственной кооперации и интеграции субъектов инновационного сектора, а также обеспечивает эффективную генерацию и трансфер инноваций на региональном, национальном и глобальном уровнях экономики.

"Сегодня назрела потребность в развитии информационной инфраструктуры, которая приведет к синергетическому эффекту и обусловит возможность эффективного государственного управления в инновационной сфере", — подчеркнула проректор. При этом она добавила, что главная сложность, с которой сейчас сталкиваются действующие образовательные кластеры, связана с определением прорывных решений, поиском логики дорожных карт конкурентоспособного развития и моделированием технологических вызовов мировой экономики.

Мультимедийная карта кластеров: не рейтинги, а рэнкинги

В 2015 году по итогам пилотного расчета показателей и их анализа пройдет формирование рэнкингов образовательных кластеров, будет создана мультимедийная геоинформационная система и внедрен инструмент, обеспечивающий информационную поддержку генерации и развития инноваций с целью повышения конкурентоспособности образовательных кластеров. Этот интеллектуальный продукт получит название "Навигатор образовательных кластеров" и развернется на основе мультимедийной карты России. При нажатии в определенную точку карты будет появляться подробная информация об образовательном кластере, о том, где и по каким направлениям он работает. Параллельно с этим будет открываться информационная плашка с контекстной информацией о самом регионе.

"Таким образом, сегодня мы открываем масштабную тему, которая в дальнейшем позволит стимулировать внутрикластерное взаимодействие и повышать эффективность управления инновациями, созданными на базе образовательных кластеров", — резюмировала Наталья Тюрина. При этом она добавила, что задача проекта состоит не в том, чтобы дать рейтинговую оценку образовательным кластерам, а в том, чтобы их описать и показать, как они влияют на развитие страны. Как полагают эксперты, поставленные задачи придадут импульс институциональному развитию всего высшего образования в России.

Рэнкинг межрегиональных образовательных кластеров >>
Рэнкинг региональных образовательных кластеров >>

Методика расчета показателей >>

Основные результаты анализа и интерпретации >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала