Ольга Шипша ("Волонтеры в помощь детям-сиротам") специально для проекта "Жизнь без преград"
Маше 5 лет. Она живет в подмосковном поселке — новые высотные дома с детскими садами и детскими площадками посреди леса. У Маши большая семья: мама, бабушка, старший брат и кошка. Девочка любит наряжаться в красивые девчачьи платья, делать прически себе, кукле и маме, примерять украшения, помогать маме и бабушке по хозяйству — накрывать на стол, прибирать в квартире. Ей нравятся гости: она их обнимает, показывает свои игрушки, угощает конфетами. Любит танцевать, слушать музыку, кокетничает. Но и покомандовать она тоже не прочь. Обычная пятилетняя девочка.
Родители отказались от нее еще в роддоме. У девочки синдром Дауна. Еще в начале этого года Маша жила в детском доме. Там ее и встретила Александра, помогавшая добровольцам из фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам". Три года назад не стало мужа Александры, и помощь детям стала для нее одним из способов пережить горе.
Маша запомнилась Александре, и та решила оформить опеку. Училась в Школе приемных родителей при Марфо-Мариинской обители, оформляла документы, готовилась к появлению нового члена семьи: для мамы — внучка, для сына — сестра. Оформление документов заняло 9 месяцев. "Как своего выносила", — отмечает Александра. Добавляет, что помогали и в детском доме, и в органах опеки, и в Школе приемных родителей, морально поддерживали, советовали, старались сделать все, чтобы документы были оформлены как можно быстрее.
С марта 2014 года Маша переехала в семью. За это время удалось отказаться от гормонов, Маша поправилась на 5 кг, выросла на 6 см, почти исчезли неврологические проявления. Маше выписали очки. Она стала говорить. Пока короткие слова и первые слоги длинных. Учится кататься на роликах. А еще ей прокололи уши.
Александра уверена, что, если Маша сейчас приедет в гости в свой детский дом, ее там не узнают. Но еще многое предстоит сделать: нужны консультации кардиолога, занятия с дефектологом, развитие речи и другое.
1 сентября Маша пошла в детский сад — в инклюзивную группу — с обычными детьми. Заведующая на собственной машине возила Александру и Машу по инстанциям, чтобы быстрее оформить документы.
Из-за проблем с речью девочка ходит в младшую группу, с трехлетками. Александра говорит, что иногда возникают проблемы — Маша активнее и сильнее, может отобрать игрушку, но воспитатели сглаживают и по возможности пресекают все конфликты. С удовольствием возила бы Машу в специализированный детский сад, но он далеко, признается женщина.
Александра с оптимизмом смотрит в будущее: она имеет возможность работать — с Машей остается бабушка. По словам Александры, социально-материальная поддержка от государства весьма неплохая. У Маши точно будет если не высшее образование, то профессия, создаст семью и, вероятно, сама станет мамой. Конечно, до этого далеко и будет непросто.
Самое сложное, признается Александра, это речь, которой в детских учреждениях, где была Маша, никто особо не занимался в силу большого количества детей. И реакция окружающих: сочувствующие взгляды на детской площадке, жалость в тоне соседей, чрезмерная тревога у педиатра. Это обижает. Маша — это микрокосмос, непохожий на других. Но ведь каждый человек со своими особенностями, каждый уникален, и ни один диагноз не означает, что человек не может жить полноценной жизнью, говорит женщина. Это проблема общества, переложенная на плечи родителей и их подрастающих детей. Стоит просто принять все, как есть. Маша — просто ребенок.
Сейчас она заново познает мир. Уже в семье. В детском доме ей просто неоткуда было узнать, что кастрюля, в которой готовится еда, горячая, что сахарный песок может рассыпаться. Она знакомится с домашними животными, учится заваривать чай. И очень любит занятия. Она готова целый день с мамой или бабушкой изучать картинки, геометрические фигуры, цвета, буквы и цифры. По рассказам домашних, девочка невероятно старается и очень радуется успехам. Ей помогает старший брат, Маша многое за ним повторяет. Они играют вместе с его друзьями. Александру очень тронула их реакция на появление Маши: боялась, что будут смеяться, но дети, уже почти подростки, готовы помочь, поиграть и присмотреть.
Все заботы и трудности Александры меркнут перед любовью и теплом, которые дарит Маша, перед радостью от своих успехов, перед безграничным доверием и интересом к миру этой маленькой девочки. Женщина не скрывает, что девочка помогла ей обрести еще один полноценный смысл жизни после смерти мужа.
Этим летом вся семья отдыхала в Крыму. Девочка впервые увидела море. И еще. У Маши есть друг, мальчик Саша, он из того же детского дома. У него тоже появился свой дом — их с Машей забрали в один день. Теперь они дружат семьями.