Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Гезалов: сироте нужно представление о жизни, а не социальная гостиница

© Фото : из личного архива А. ГезаловаАлександр Гезалов, эксперт по сиротству
Александр Гезалов, эксперт по сиротству
Известный российский эксперт по проблемам сиротства Александр Гезалов рассказывает в своей колонке о болевых точках центров социальной адаптации выпускников детских домов.

Александр Гезалов, эксперт по проблемам сиротства, специально для проекта "Жизнь без преград"

Постоянно посещаю центры адаптации сирот и нередко замечаю в этих учреждениях весьма схожие проблемы, которые так или иначе влияют на общую ситуацию. Чаще всего эти центры находятся при детских домах, что уже само по себе нелогично, или в месте, где одновременно проживают от нескольких до ста выпускников детдомов. По сути, это просто гостиницы, созданные вместо системного связующего сиротские учреждения ключа и названные центрами адаптации, потому что вести работу в городе или регионе необходимо. Признать гостиницу гостиницей весьма сложно, лучше называть ее центром адаптации, коей она на самом деле не может являться в силу некоторых причин.

Адаптация — это реализация уже полученных в стенах предыдущих учреждений знаний. А если таких знаний нет, если они не получались и не давались? "Внедрить" адаптацию взрослым выпускникам уже невозможно. Они понимают, что живут в пространстве, которое предоставлено и сформировано детдомом. Влияние персонала центра на них минимально. Более того, среди специалистов много тех, у кого есть опыт работы психологом, но нет опыта работы с воспитанниками сиротских учреждений.

Александр Гезалов, член Общественной палаты
Александр Гезалов: нужно ремонтировать не здание, а системуНовый закон "Об образовании" вводит "правило одного вуза" для льготников, в том числе и для сирот. О том, как повлияет эта инициатива на жизнь и образование детей, оставшихся без родителей, размышляет эксперт, член Общественной палаты Александр Гезалов.
В таких центрах с трудностями сталкиваются не только сотрудники принимающих учреждений. Выпускник детского дома попадает в незнакомую среду с новыми людьми, правилами и т.д., он не может принять изменившиеся условия, имея предыдущий годами апробированный опыт взаимодействия с персоналом своего детдома. Раньше этот опыт был завязан в том числе и на иерархию бывшего учреждения, где каждый воспитанник знает "свое место". В связи с этим выпускнику проще занять позицию "ничегонеделания", чем искать возможности сотрудничества и партнерства. В центре адаптации воспитанник детдома с трудом идет на контакт с людьми, которые там работают, предпочитает общение по минимуму. Кроме того, в один центр селят детей из разных детдомов, а неумение выстраивать отношения в новом коллективе приводит многих сирот в ступор. Это понятно: десятилетний опыт проживания в одном коллективе не подготовил к встраиванию в новые обстоятельства. Диагностику состояния выпускника в центрах адаптации провести некому, потому и получается так, как получается. Отсутствие интеграционного ключа работы центров с детскими домами приводит к тому, что детям проще сбежать в свой детский дом, где их примут и обогреют свои же.

Что же необходимо для преодоления описанных выше проблем? Персонал центров адаптации должен быть интегрирован в работу детского дома. Специалист адаптационного центра должен быть знаком воспитаннику детского дома — и в лицо, и по имени-отчеству. Тогда после выхода из детдома подросток будет частично встроен в новую среду, погружение в которую не станет для него стрессовым. Это в идеале. А пока в центрах адаптации работает очень мало людей, которые не успевают из-за перегруженности в рамках внутренних процессов взаимоинтегрироваться с сиротскими учреждениями. Многие проблемы сгружаются на самих детей и в детдоме, и в новой среде обитания, мол, у них задержка психического развития и прочие диагнозы, с ними невозможно работать, проще отделаться от них. Видимо, так, обвиняя ребенка в его трудностях и проблемах, проще всего решать вопросы этой самой адаптации.

И вместо трудоемкой работы по распознаванию будущих жильцов центра, сотрудники пытаются решить вопросы адаптации мероприятиями, искренне считая, что через них можно выявить и интересы детей и чем-то увлечь. Это всяческие знакомства с городской инфраструктурой, аптеками, местами проживания, железнодорожными и автовокзалами, презентации мест трудоустройства и отдыха летом и прочие.

Между тем у выпускников в этот момент наступает свобода от свободы. Помните у Высоцкого "Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду?" Добиться того, чтобы они посещали секции и прочие мероприятия сложно: подростки начинают отрываться по полной. Один тратит накопления, другой не ходит в колледж, третий просто пьет. Конечно, есть и те, кто хочет состояться в жизни, но и они могут стать заложниками желания "взять от жизни все" — достаточно нескольким ребятам объединиться. Это может обернуться трагедией и для центра, и для тех, кто рядом с этим центром живет.

Понятно, что такие центры появляются по причине слабой подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни в рамках системы, в которой они растут. Но это тупиковый путь, так как бороться со следствием, не имея стратегии в рамках сиротских учреждений и центров поддержки выпускников детдомов, весьма сложно. Почему бы не усилить работу в самих учреждениях, учитывая, что они фактически не несут ответственности за качество выпускников? То, что дети бегут обратно в детдом, является показателем того, что они не умеют, не хотят и не желают идти по жизни самостоятельно, они заложники этой "консервной банки".

Благотворительные организации могли бы многое дать детям в распознавании жизни, пока ребенок еще живет на всем готовом. Делать пусть и сложные, но нужные для детей проекты и программы:

— Обучать их самостоятельности в тренинговых квартирах, чаще выводить в город, аптеки и магазины.
— Учить сотрудничеству с будущей незнакомой средой.
— Показывать примеры успешных выпускников детдомов.
— Реализовывать наставнические программы по сопровождению детей как в детдомах, так и после выхода из них.
— Не заваливать сирот праздниками и клоунами, а "вчинять" им будущую жизнь через общественную интеграцию.

Тогда у выпускника детского дома сложится представление о будущей жизни, его не нужно будет помещать в социальную гостиницу под названием "центр адаптации".

А пока центры адаптации сирот больше похожи на центры временного содержания сирот до получения ими жилья или образования, кое где попадания в СИЗО. Безусловно, это не их вина, это системный сбой, и его необходимо срочно исправлять, чтобы из одной эксклюзии они не попадали в другую исключенность, из которой выйти в общество и стать гражданином не легче. Засучим все рукава. Пора.

Проект РИА Новости "Дети в обществе" >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
В Минпросвещения назвали сроки заключительного этапа ВОШВ РАО рассказали о внедрении цифровых продуктов в образование18 друзей дома в Пучкове: как живут слепоглухие в ПодмосковьеЗначимый взрослый: как в православном социальном доме детей учат довериюЭксперт рассказала, возникли ли сложности у учащихся на итоговом сочиненииТрехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 годуРука для человека в скафандре: кто готовит слепоглухих к обычной жизниВ России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей Кравцов: финансовую грамотность надо внести в обязательные факультативыПятый Медиафорум этнических и региональных СМИ прошел в МосквеКравцов рассказал о запуске программы создания школьных театровКириенко: более 3 тысяч заявок подали на участие в премии "Знание"Школьники из России взяли 8 медалей на Международном турнире по информатикеЛогистика фудшеринга: продукты для малоимущих доставят НКО и соцзащитаМИА "Россия сегодня" запускает медиалабораторию в ВДЦ "Орленок" В Минпросвещения прокомментировали обновленные ФГОССенатор: власть должна двигаться с молодежью в одном направленииЭксперт: молодежь активно интересуется будущим бизнеса в странеВ Москве пройдет пятый Медиафорум этнических и региональных СМИВ России необходимо улучшить подготовку специалистов, заявил Путин