Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Фишбейн: директор школы — фигура очень одинокая

© Фото из личного архиваДмитрий Фишбейн
Дмитрий Фишбейн
Всероссийский конкурс «Директор школы» стал в отечественном образовании традиционным. О том, как за это время изменилась работа руководителя школы, об основных тенденциях в развитии директорского профессионального сообщества рассказал директор автономной некоммерческой организации «Образовательный квартал» Дмитрий Фишбейн.

Всероссийский конкурс «Директор школы» стал в отечественном образовании традиционным. В 2014 году он пройдет уже в пятый раз. О том, как за это время изменилась работа руководителя школы, об основных тенденциях в развитии директорского профессионального сообщества рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой директор автономной некоммерческой организации «Образовательный квартал», член жюри и оргкомитета конкурса Дмитрий Фишбейн.

— Дмитрий Ефимович, в системе образования проводятся разнообразные конкурсы. В чем особенности «Директора школы»?

— Конкурсов много, но к участию в большинстве из них приглашают либо учителей, либо школы с их проектами. До 2010 года не было ни одного конкурса, ориентированного конкретно на директора школы. А ведь эта фигура ключевая для системы образования. Нужна возможность именно с директорами разговаривать об аспектах управления школой, обмениваться опытом, выявлять и распространять лучшие управленческие практики. Мы много беседуем с руководителями школ, и это общение вызывает стойкое ощущение, что первое лицо образовательной организации очень одинокая фигура. Ему не с кем посоветоваться, а управленческие решения, которые он принимает, на часть людей в коллективе влияют негативно или воспринимаются негативно. Один из способов преодоления этого «структурного» одиночества — профессиональная среда других управленцев, с которыми можно обсуждать свои проблемы в управлении, не боясь за последствия.

— Обмениваться опытом?

— Да, но не только. Вообще говоря, уровень профессиональной квалификации директора школы — это проблема. Не секрет, что «на директора» нигде не учат. Большая часть — это те, кто прошел все ступеньки: учитель — завуч — директор. У них большой педагогический опыт, но чисто управленческих навыков не хватает. Многие из них это признают. Конкурс «Директор школы» — серьезная площадка для роста профессиональной компетентности. Ну и, наконец, нужно поддержать директорский корпус в нынешних сложных условиях, когда решать бюджетные проблемы приходится на фоне многочисленных изменений в системе образования последнего времени. Мы хотим, чтобы общественность обратила внимание на эту фигуру, на достижения и не искала бы в ней исключительно врага.

— Врага?

— Да, к сожалению, это тоже черта последних лет, и это безусловная «заслуга» СМИ. Если ввести в любом поисковике словосочетание «директор школы», мы получим в первую очередь выборку из чрезвычайно негативных фактов: директор сделал что-то не то, выплатил не все деньги, нарушил, уволил и т. д. О победах, о достижениях, об успехах грамотного управления не пишут.

— Конкурс в 2014 году юбилейный: проводится уже в пятый раз. Что за эти годы он изменил в отечественном образовании?

— Любые образовательные эффекты сложно заметить в короткой перспективе. Так что мы не можем сказать, что в результате конкурса значительным образом повысилась профессиональная квалификация директорского корпуса в целом или что результаты в школах улучшились. Но нам удалось создать новый тип педагогического конкурса. Важно, что на сайт http://konkurs.direktor.ru директор должен заявиться лично, по своей инициативе. Нет никаких региональных этапов, разнарядок, квот, отборов и так далее. За четыре года в нем приняли участие 2,5 тысячи директоров, так что выявилась большая группа инициативных, неравнодушных руководителей, которые пытаются поднять свою школу на новый уровень, могут об этом рассказывать, демонстрировать результаты. Это настоящие подвижники, которым, иногда в чрезвычайно тяжелых условиях, удается сделать школу истинным культурным центром, вехой для города или села. Им есть что сказать.

— Как же определить лучшего директора? Школы такие разные.

— Мы еще на старте конкурса приняли для себя позицию: ни в коем случае нельзя сравнивать сами образовательные учреждения. Понятно, что ресурсы успешной столичной школы — не только финансовые, но и информационные, и человеческие — намного выше, чем в школе сельской. Мы предполагаем, что директора школы можно выбрать из ряда других, если он продемонстрирует то, как он преодолевал возникавшие управленческие проблемы. Навыки кризис-менеджера уже сравнивать можно. Проблемы разные, но способы их решать сравнимые. Тема конкурса 2014 года — «Человеческие ресурсы: деньги в управлении», в эссе участники описывают, как они используют финансы в управлении школой. Один из важных результатов конкурса каждый год — это подборка антикризисных кейсов, основанных на опыте конкретных директоров: она может служить практическим пособием. Любой директор школы потом сможет воспользоваться этим банком материалов.

— Почитать кейс — это и есть взаимодействие?

— Не только это. Нас очень радует, что финалисты начинают сотрудничать, общаться, обмениваться опытом, ездить друг к другу на стажировки уже независимо от конкурса, от оргкомитета. Они налаживают связи, реализуют уже свои проекты. Ведутся даже разговоры о том, что нужно создать профессиональное сообщество директоров, ассоциацию, которая бы оказывала помощь, заявляла общие позиции от директорского корпуса, а иногда и защищала его членов.

— Но ведь не всё зависит от директора? Поступают и указания сверху.

— Конечно, многие руководители школ еще не осознают себя самостоятельными деятелями, воспринимают себя как исполнителей. Я для себя так это формулирую: у них есть понимание должности «директор», но нет понимания профессии «директор». Должность — это место, где ты должен подписывать приказы, принимать те или иные решения, отвечать за безопасность детей и так далее. Но этого мало. Понятие профессии директора должно еще включать самостоятельную реализацию инновационных проектов и развитие: как самой школы, так и той территории, на которой она находится.

Тенденция нашего времени: школам делегируют большой объем полномочий. Правовая форма автономной образовательной организации предусматривает именно это. Директорам школ имеет смысл подготовиться к тому, что многие решения будут приниматься именно на уровне школы, а значит, им нужен достаточно высокий уровень квалификации: чисто управленческой, экономической, юридической и т. д. Если директор школы позиционирует себя (а его так позиционируют органы власти) только как менеджера, того, кто должен обеспечивать организационные, финансовые, юридические вещи, — этого мало. Основным направлением его внимания должно быть не только обеспечение условий в школе, но возможность профессионального роста педагогов. Директор школы должен стать учителем учителей.

— Как обеспечивается прозрачность, открытость конкурса?

— Работы оценивают две группы профессионалов, всего более 60 человек. Первая — «большое жюри» — Ефим Рачевский, Евгений Ямбург, Анатолий Каспржак и другие эксперты, известные всей стране. Вторая группа — реальные директора школ, финалисты прошлых конкурсов. Каждую работу читает как минимум три человека. Это гарантия объективности. 30 лучших директоров мы приглашаем на очный этап конкурса, который в ноябре проходит в Общественной палате Российской Федерации.
Другой важный момент — прозрачность бюджета. Впервые в образовательном пространстве России мы открыто заявили его, перечислили все расходные и доходные статьи: откуда берутся деньги и как они тратятся, как организуется конкурс, кто его поддерживает, на что тратятся деньги, какой призовой фонд, сколько выплачивается победителям, какие подарки они получают. Мы рады, что появились люди, которые, узнав о нем, сочли нужным выделить на него какую-то сумму в качестве пожертвования. Мы будем благодарны всем, кто готов его поддержать.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
В Минпросвещения рассказали о новых школьных учебникахСтартовал региональный этап Всероссийской олимпиады школьниковМинпросвещения: школ на карантине по COVID-19 сейчас нет Мишустин призвал выстроить работу пилотной программы школьного туризмаОпрос показал, сколько россиян-родителей состоят в учебных чатахКогда важен не подарок: выбраны лучшие новогодние шоу страныЛучшие новогодние представления Москвы 2021/2022: результаты рейтингаКравцов прокомментировал идею вакцинации детей от COVID на базе школКравцов заявил о создании цифровой психологической службы для школьниковМузаев: ПЦР-тест утяжелит процесс проведения ЕГЭРособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерахГуров: технологическая олимпиада помогает школьникам стать успешнымиРоссийские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиадеСовфед отклонил закон об использовании в школах онлайн-ресурсовВ Петербурге новогодние каникулы в школах начнутся с 29 декабряСвятенко: необходимо совершенствовать закон о паллиативной помощи детямМинпросвещения сообщило, когда завершится апробация новых учебников по ОБЖ Пройдет само: нужно ли ходить к гинекологу, если ничего не болитЖизнь по чайной ложке: трехмесячного мальчика спасет внутривенное питаниеВсероссийские проверочные работы для школьников в 2022 году пройдут весной