Рейтинг@Mail.ru
Министр: Белорусская система образования открыта для совершенствования - РИА Новости, 20.11.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Министр: Белорусская система образования открыта для совершенствования

Вторая ежегодная международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования «Мониторинги школьного образования – перспективы межстранового сотрудничества» в понедельник открылась в Минске. О развитии системы образования в Белоруссии рассказал корреспонденту РИА Новости министр образования этой страны Сергей Маскевич.

Вторая ежегодная международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования «Мониторинги школьного образования – перспективы межстранового сотрудничества» в понедельник открылась в Минске. О развитии системы образования в Белоруссии рассказал корреспонденту РИА Новости министр образования этой страны Сергей Маскевич.

- Как в Белоруссии проводится оценка качества образования школьников? Существует ли национальная система оценки качества образования?

— Национальная система оценки качества образования школьников имеет комплексный характер, который проявляется, во-первых, в оценивании трех составляющих качества образования – это условия, организация образовательного процесса и результат. А во-вторых, мы также оцениваем учащихся в достаточно широком понимании образовательных достижений, которые не сводятся только к учебным достижениям и уровню обученности.

Система оценки качества общего среднего образования включает комплекс процедур, которые соответствуют основным информационным потребностям и целям системы общего среднего образования. К ним относятся оценка  учебных достижений учащихся педагогами в ходе ежедневной учебной деятельности и выпускные экзамены за период обучения на II и III ступенях общего среднего образования.

По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащиеся сдают 4 обязательных выпускных экзамена: «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика» (в письменной форме) и «История Беларуси» (в устной форме). Для учащихся учреждений общего среднего образования, в которых обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования осуществляется на языке национального меньшинства (польском или литовском), обязательным также является выпускной экзамен по учебному предмету «Польский язык» или «Литовский язык». В основном это приграничные районы Белоруссии.

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащиеся, изучающие учебные предметы на базовом уровне, сдают также 4 выпускных экзамена. Из них обязательными являются «Математика», «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося – в письменной форме, «Иностранный язык» в устной форме. Четвертый выпускной экзамен сдается по выбору. Изучающие отдельные учебные предметы на повышенном уровне наряду с вышеуказанными выпускными экзаменами обязательно сдают выпускной экзамен по одному из учебных предметов, которые изучались на повышенном уровне.
Также качество базового образования оценивается по вступительным экзаменам в гимназии, лицеи, ССУЗы, ВУЗы.

Министерство образования регулярно проводит мониторинговые исследования на уровне системы общего среднего образования с 2003 года. Его цель получить информацию о качестве общего среднего образования и о факторах, которые влияют на него, выявить тенденции в развитии системы общего среднего образования. Республиканский мониторинг проводится на основе выборок учащихся, их родителей, педагогов.

В стране принята и действует Программа развития общего среднего образования на 2007–2016 годы, которая предусматривает ежегодное проведение мониторинга качества общего среднего образования по пяти направлениям. В частности, к ним относится уровень обученности учащихся, уровень утомления и работоспособности, личностное развитие учащихся и качество образовательных услуг, а также уровень профессиональной компетентности педагогов.

Организационно-методическое сопровождение мониторинговых исследований обеспечивают Национальный институт образования и Академия последипломного образования. Кроме того, белорусские специалисты проводят анализ организации факультативных занятий в школах. Также под контролем находится вопрос организации шестого школьного дня, эффективность взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей.

Отслеживаются вопросы социальной адаптации школьников в кризисных ситуациях и оказание им помощи.

Министерство образования также занимается аттестацией средних учебных заведений.

В Белоруссии также проводится экспериментальная апробация результатов педагогических и психологических исследований. В частности, речь идет о внедрении новых средств обучения, методик и технологий обучения и воспитания. В ходе экспериментальной деятельности оценивается эффективность педагогических нововведений, определяется целесообразность внедрения их в массовую образовательную практику. Ежегодно в учреждениях общего среднего образования Белоруссии реализуются около 10 экспериментальных проектов.

Наиболее значимыми на современном этапе являются проекты по апробации электронных образовательных ресурсов, индивидуальных электронных устройств в образовательном процессе, модели системного изучения факультативных занятий.

- Насколько сложной была разработка и внедрение национальной системы оценки качества образования?

— Разработка и внедрение национальной системы оценки качества образования постоянно совершенствуется. Сегодня мир становится все более технологичным, и нам никак нельзя отставать от мировых тенденций и топтаться на месте. Совершенствование системы оценки качества образования рассматривается в качестве одного из направлений возможного инвестиционного проекта, условия которого обсуждались во время визита в Минск специалистов Всемирного банка совсем недавно 29 октября-8 ноября.

- Зачем, на Ваш взгляд, нужно оценивать качество образования школьников? Кому и что дает знание результатов такой оценки?

— Оценка качества образования школьников является базой для совершенствования системы образования и принятия обоснованных решений по ее изменению. На основании результатов всех видов оценочных мероприятий готовятся рекомендации по совершенствованию системы образования.

Результаты оценки качества общего среднего образования используются на разных уровнях образовательной системы, в  том числе министерством образования для создания условий и получения качественного образования в школах, национальным институтом образования для совершенствования учебных планов, учебных программ и методических пособий.  Практически они востребованы на всех уровнях системы образования от учителя в сельской школе до министра.

- Применяется ли в белорусских школах система внутриклассного оценивания учащихся? Что Вы думаете о преимуществах и недостатках этой системы?

— Безусловно, осуществляется. Для проведения контроля учитель выбирает методы и средства, которые позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности школьников. Это может быть индивидуальный, групповой или фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, тестов, диктантов, изложений, сочинений, самостоятельных и контрольных работ. 

В Белоруссии в 1999 году введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся, в основу которой положены пять уровней усвоения учебного материала. 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности позволяет учитывать и отражать поуровневый подход к результатам освоения учениками необходимого объема знаний.

В I и II классах по всем предметам, а в III–IV классах по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» оценка учебных достижений учащихся осуществляется на содержательно-оценочной основе, т.е. безотметочное обучение.

Сегодня в республике реализуются проекты по апробации электронных классных журналов, электронных дневников, которые позволяют своевременно информировать родителей или учебы.

- Участвует ли Белоруссия в глобальных исследованиях грамотности школьников PISA, PIRLS, TIMSS? Что дает национальной системе образования участие в этих исследованиях?

— В настоящее время прорабатывается вопрос об участии Белоруссии в международных мониторинговых исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS. Консультационную помощь в изучении опыта использования международных программ оценки учебных достижений учащихся оказывают специалисты Всемирного банка.

В рамках деятельности Евразийской Ассоциации оценки качества образования планируется участие Белоруссии в мониторинговых исследованиях качества общего среднего образования, которые будут проводиться в странах-государствах СНГ.

В октябре 2013 года Национальный институт образования совместно с Национальным фондом подготовки кадров (Российская Федерация) реализует проект «Оценка информационно-коммуникационной компетентности выпускников 9-х классов Республики Беларусь». Проект является победителем конкурса Программы малых грантов 2013 года, который проводился Центром международного сотрудничества по развитию образования (CICED). В исследовании участвуют учащиеся 9-х классов Гомельской области и Минска.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала