Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Эксперт: «ЕГЭ не должен быть единственной системой оценки школьников»

Вторая ежегодная международная конференция «Мониторинги школьного образования – перспективы межстранового сотрудничества» в открывается в Минске. Как развивается оценивание качества школьного образования в странах Ближнего Зарубежья? На эти вопросы ответил исполнительный секретарь Евразийской ассоциации оценки качества образования Иван Никитин.

Вторая ежегодная международная конференция «Мониторинги школьного образования – перспективы межстранового сотрудничества» в понедельник открывается в Минске. О чем пойдет речь на этом мероприятии? Как развивается оценивание качества школьного образования в странах Ближнего Зарубежья? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости ответил исполнительный секретарь Евразийской ассоциации оценки качества образования Иван Никитин.

- Иван Вячеславович, кому адресована конференция?

— Конференция соберет русскоязычных профессионалов в области оценки качества образования. Мы ожидаем, что в этом году в Минск приедут около ста специалистов из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Чехии.

Организатор конференции — Евразийская Ассоциация оценки качества образования (ЕАОКО). Она возникла как часть программы READ (Russian Education Aid for Development), реализацией которой руководит Всемирный банк, и которую финансирует Правительство РФ. Основная задача ассоциации — интенсифицировать профессиональный диалог среди специалистов в сфере оценки качества образования. Конференция — лишь одно из направлений нашей деятельности. В этом году вышел первый номер русскоязычного академического журнала «Качество образования в Евразии», который ориентирован на то же самое профессиональное сообщество.

- Какие проблемы будут обсуждать участники конференции?

— Дело в том, что у всех стран постсоветского пространства, которые продолжают использовать русский язык как один из основных, после распада СССР происходят очень похожие изменения. Везде вводится унифицированный государственный экзамен на старшей ступени, аналогичный нашему ЕГЭ. Где-то вводится экзамен на средней ступени, подобный ГИА. И все страны сталкиваются с очень похожими проблемами как в организации экзаменов, так и с тем, что унифицированные госэкзамены не могут решить весь комплекс задач по оценке качества образования.

Неслучайно тема конференции определена как «перспективы международного сотрудничества». Вполне вероятно, что участники конференции обнаружат какие-то общие проблемные точки, которые помогут разработке новой модели международного мониторинга для оценки качества образования наряду с национальными инициативами.

- Зачем, на ваш взгляд, нужно оценивать качество образования школьников и почему ЕГЭ и ГИА недостаточно для такой оценки?

— Это очень дискуссионный вопрос, что подтверждают прошедшие на днях в Совете Федерации Слушания по вопросу развития Единого госэкзамена. Из уст профессионального сообщества там прозвучал важный тезис: ЕГЭ ни в коем случае не должен быть единственным инструментом оценки качества образования. Сейчас, по сути, ЕГЭ используется как инструмент оценки деятельности губернаторов в области образования, как мерило качества школьного образования в регионах. Профессиональное сообщество сходится на том, что этого инструмента явно недостаточно, и нужно менять систему в целом.

Очевидно, что на качество образования, которое получили школьники к 9 и тем более 11 классу, повлиять уже невозможно. Они выходят в мир и поступают в вуз с полученными знаниями. Если ЕГЭ показывает, что этих знаний недостаточно, исправить ситуацию уже никак нельзя.

Поэтому профессионалы и говорят о том, что должна быть создана какая-то другая система оценки качества образования – альтернативная или существующая параллельно, которая выполняла бы функцию мониторинга, регулярной оценки, и отвечала на вопросы «чего не хватает ребенку?», «в чем у него пробелы?».
ЕГЭ и ГИА со всеми своими преимуществами и недостатками – это единственная в России формализованная методология для оценки системы образования. К сожалению, аналогичного инструмента, который бы позволял не только оценить качество знаний конкретного школьника, но и произвести своевременное вмешательство в образовательный процесс, у нас в стране пока нет.

- Что вы думаете о преимуществах и недостатках системы внутриклассного оценивания школьников? Как сегодня проходит внедрение этой системы в российских школах?

— Очень большой шаг в этом направлении был сделан с принятием нового Закона об образовании в РФ. Этот документ принципиально обозначил необходимость и возможность развития систем оценки, в первую очередь, системы внутриклассного оценивания. Пока говорить о том, что в России есть сформированная система внутриклассного оценивания, было бы преувеличением. К сожалению, какой-либо системной деятельности в области анализа, сопоставления международных подходов к внутриклассному оценивания сегодня у нас не производится. Мы видим по заявленным темам, что участникам нашей конференции очень интересно поделиться своим опытом в этом отношении и познакомиться с наработками коллег из других стран. Мне кажется, это позитивная тенденция, и обмен опытом может быть очень продуктивным.

- Как вы относитесь к рейтингам школ, которые в последнее время приобрели большую популярность?

— Я считаю, что рейтинги — это замечательно. Навигация в образовательном пространстве, особенно в такой большой стране, как Россия, – очень сложная задача. Но вместе с тем для школьника и родителей это задача первостепенной важности, потому что в этом детстве и школьном возрасте принимаются основополагающие решения, результаты которых повлияют на всю оставшуюся жизнь человека. Поэтому рост популярности рейтингов школ, развитие подходов к их составлению — очень хорошая тенденция, которой нужно оказывать всестороннюю поддержку.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Новая мультимедийная студия общества "Знание" откроется в СочиВ Минпросвещения назвали сроки заключительного этапа ВОШВ РАО рассказали о внедрении цифровых продуктов в образование18 друзей дома в Пучкове: как живут слепоглухие в ПодмосковьеЗначимый взрослый: как в православном социальном доме детей учат довериюЭксперт рассказала, возникли ли сложности у учащихся на итоговом сочиненииТрехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 годуРука для человека в скафандре: кто готовит слепоглухих к обычной жизниВ России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей Кравцов: финансовую грамотность надо внести в обязательные факультативыПятый Медиафорум этнических и региональных СМИ прошел в МосквеКравцов рассказал о запуске программы создания школьных театровКириенко: более 3 тысяч заявок подали на участие в премии "Знание"Школьники из России взяли 8 медалей на Международном турнире по информатикеЛогистика фудшеринга: продукты для малоимущих доставят НКО и соцзащитаМИА "Россия сегодня" запускает медиалабораторию в ВДЦ "Орленок" В Минпросвещения прокомментировали обновленные ФГОССенатор: власть должна двигаться с молодежью в одном направленииЭксперт: молодежь активно интересуется будущим бизнеса в странеВ Москве пройдет пятый Медиафорум этнических и региональных СМИ