Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Психологи в образовании — как для дыхания кислород

Современный человек учится всю жизнь, и успешность учебы во многом зависит от психолого-медико-социальной поддержки на образовательном старте: в детском саду и в школе.

Ирина Зубкова, РИА Новости

Современный человек учится всю жизнь, и успешность учебы во многом зависит от психолого-медико-социальной поддержки на образовательном старте: в детском саду и в школе. 10 октября 2013 года в г. Сочи завершился VIII Всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание. Развитие — 2013», организованный  Федерацией психологов образования России, Московским городским психолого-педагогическим университетом и Центром практической психологии образования при содействии Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации.

Школьные психологи, специалисты психологических центров, руководители школ, в том числе коррекционных, сотрудники органов управления образованием, ученые, студенты, представители общественных организаций и множество других специалистов в сфере психологии делились опытом, рассказывали о новых возможностях психологического обеспечения и сопровождения образования. Во время Форума традиционно было организовано несколько важных мероприятий. Это Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2013», конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для новой школы» и научно-практическая конференция «Психология и образование на современном этапе».

Цели и задачи

«Задачи Форума — это, во-первых, объединение профессионального сообщества психологов образования России, а во-вторых, обмен знаниями и информацией, новыми технологиями, методами, которые сейчас необходимы ввиду принятия нового закона «Об образовании» и введения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Ведь в изменившейся парадигме образования психологическая составляющая становится очень значимой: обозначились не известные ранее проблемы, но появились и новые возможности их разрешения» — рассказала РИА Новости исполнительный директор Федерации психологов образования России Ольга Мелентьева. По ее словам, на Форуме были  подняты актуальные вопросы, связанные с методикой измерения показателей личностного роста, проблемами в подростковой среде, коррекционным обучением, созданием нужного психологического климата в школьных коллективах, работой с учителями для снятия педагогического стресса. Важно, что Форум дает возможность научным достижениям не остаться чисто теоретическими находками, а сразу войти и в практику работы психолого-педагогических и медико-социальных центров, и в систему высшего психологического образования, считает эксперт.

Обменяться мнениями можно было на круглых столах и практических мастер-классах «Особенности работы психолога по программе «Мы такие разные, но все-таки мы вместе!», «Эффективные способы подготовки к экзаменам», «Технологии комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья», «Программа коррекции конфликтного поведения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста» и посвященных многим другим столь же актуальным темам.

«Одна из главных задач — это повышение уровня профессиональной компетентности психологов. Именно в ее решении и помогает нам ежегодный всероссийский психологический Форум. Он дает нам возможность профессионального роста через общение внутри сообщества, оттачивания мастерства», — комментирует  руководитель МОУ «Психолого-медико-педагогический центр диагностики и консультирования» г. Калуга Николай Болховитин. Как считает эксперт, налицо огромная востребованность работы психологов у всех участников образовательного процесса: у детей и родителей, учителей и руководителей школ, сотрудников региональных министерств образования.

Навигатор укажет курс

На Форуме был представлен уникальный продукт — Навигатор центров психологической помощи РФ, подготовленный РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» совместно с Федерацией психологов образования России. Навигатор был опубликован в день его презентации на Форуме и сразу вызвал огромный интерес, причем не только у специалистов. «Мы получили множество позитивных откликов от коллег. Региональные эксперты говорили о значимости и важности навигатора как единого комплексного ресурса по психологических центрам России. Особенный интерес вызвала именно навигационная система, с помощью которой любой пользователь может подобрать психологический центр в соответствии со своими потребностями и задачами», — отмечает редактор-продюсер Центра социальных рейтингов РИА Новости Марина Трякшина. Участие в исследовании, результаты которого легли в основу Навигатора, было добровольным и бесплатным, информацию о нем с предложением принять участие получили все психологические центры, находящиеся на территории Российской Федерации. Однако в Навигатор вошли только 182 из многочисленных российских центров психологической помощи. На основании этого факта эксперты пришли к выводу об информационной закрытости таких организаций, многие из которых по каким-то причинам не готовы предоставлять информацию о себе.

Навигатор центров психологической помощи РФ
Навигатор центров психологической помощи РФ

Нужны как воздух

По мнению экспертов, практически во всех регионах психолого-педагогические и медико-социальные центры (ППМС) для детей и подростков работают успешно, однако количество таких центров и работающих в них специалистов явно недостаточно для того, чтобы помочь всем детям, которые в этом нуждаются. Причины, по словам Ольги Мелентьевой, — общие проблемы российского образования. «Но сейчас я могу с оптимизмом сказать, что в Министерстве образования и науки стали более ясно понимать важность этих центров, уделять им больше внимания, поддерживать методически и организационно, что на уровне регионов ведет и к улучшению материальной поддержки», — говорит эксперт.

«Система психологической помощи школьникам в нашей стране сравнительно молода, она стала складываться в 80-е годы. С одной стороны, существуют школьные психологические службы, которые работают, что называется, на передовой, решая проблемы конкретного ребенка: в обучении, в отношениях, с родителями, с педагогами, в усвоении знаний, в адаптации… Но многие руководители сокращают эту службу. Вот почему так важны специально организованные центры психолого-педагогической помощи, которые обеспечивают профилактическую работу, коррекционную работу, систему психологического сопровождения в подведомственных школах», — поясняет заведующий кафедрой клинической психологии Санкт-Петербургского института специальной педагогики и психологии Роман Демьянчук. По словам эксперта, многие центры оказываются очень эффективными в профилактике наркозависимости, в суицидов, в работе с детскими субкультурами, в консультировании, в коррекционном сопровождении школы и педагогов. «Проблема в том, что, например, в Санкт-Петербурге на каждого специалиста такого центра приходится от 700 до 1200 детей. Что с тысячей детей может сделать один психолог?» — говорит Демьянчук.

Волнения и победы

Финальный этап Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России — 2013» вызвал наиболее яркие эмоции. «Конкурс — это волнение и размышления, встречи и разочарования, преодоление, радость и успех. Победы разные: над собой, над обстоятельствами, над неумениями, над суетой и, может быть, над чем-то еще… Когда осознаешь, что ты победитель, это приятно. Но, вместе с тем понимаешь, какой это груз ответственности, прежде всего перед собой. Если делаешь что-то, важно делать это достойно и качественно, ведь вокруг тебя целый мир, где мы живем в тесной взаимосвязи с природой. Жизнь — это маленький ручеек, который робко пробивает себе дорогу, прячась среди высокой травы. А потом ручеек ширится, выходит на простор — и вот уже перед нами река. Реки разные, у каждой свой путь, свои берега, свой характер. И я убеждена, что жизнь каждого из нас — река, яркая, индивидуальная, красивая», — делится впечатлениями победитель текущего года, педагог-психолог школы-интерната II вида г. Советска Кировской области Ольга Минина. Второе и третье места достались школьным психологам из Калининградской и Самарской области соответственно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Пятый Медиафорум этнических и региональных СМИ прошел в МосквеКравцов рассказал о запуске программы создания школьных театровКириенко: более 3 тысяч заявок подали на участие в премии "Знание"Школьники из России взяли 8 медалей на Международном турнире по информатикеЛогистика фудшеринга: продукты для малоимущих доставят НКО и соцзащитаМИА "Россия сегодня" запускает медиалабораторию в ВДЦ "Орленок" В Минпросвещения прокомментировали обновленные ФГОССенатор: власть должна двигаться с молодежью в одном направленииЭксперт: молодежь активно интересуется будущим бизнеса в странеВ Москве пройдет пятый Медиафорум этнических и региональных СМИВ России необходимо улучшить подготовку специалистов, заявил ПутинКравцов рассказал о проблемах лишней отчетности у учителей в регионах Кравцов заявил, что на базе колледжей создадут программы профориентацииКравцов: важно обеспечить детям равный доступ к качественному образованиюВ Москве подвели итоги школьного этапа ВОШВ МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностьюВасильева рассказала об исследованиях Российской академии образованияВ Минпросвещения уточнили требования к преподаванию математики в школахБолее 66 тысяч выпускников московских школ напишут итоговое сочинениеШкольники и студенты Тюменской области вернутся к очному обучению 22 ноября