Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Социальный навигатор

Здравоохранение может не вынести бюджетного маневра, считают эксперты

© РИА Новости"Бюджетный маневр"
Бюджетный маневр
Проект федерального бюджета на 2014-2016 годы, ободренный правительством РФ в середине сентября, вызвал негативный отклик в медицинском и пациентском сообществах. Сокращение расходов на здравоохранение, предусмотренное главным финансовым документом страны, стало темой круглого стола, который состоялся в РИА Новости.

Анна Курская, РИА Новости

Проект федерального бюджета на 2014-2016 годы, ободренный правительством РФ в середине сентября, вызвал негативный отклик в медицинском и пациентском сообществах. Сокращение расходов на здравоохранение, предусмотренное главным финансовым документом страны, стало темой круглого стола, который состоялся в РИА Новости.

Инициатива о проведении в стране так называемого «бюджетного маневра», недавно выдвинутая Минфином, стала предметом оживленной дискуссии в обществе. Речь идет о пропорциональном ежегодном сокращении финансирования по всем статьям на 5% в течение трех лет. Сокращение федеральных расходов на здравоохранение предполагается осуществить за счет государственных внебюджетных фондов, несмотря на то, что большая часть бюджетов субъектов РФ являются дефицитными.

Представители общественных пациентских организаций заявили, что проект бюджета был одобрен без учета пожеланий общественности, и они всеми силами будут  добиваться его пересмотра. Правозащитники и медики выступили со своими аргументами на круглом столе, который прошел в рамках проекта «Социальный навигатор» в пресс-центре РИА Новости.

© РИА Новости15:00, зал 3-1, ММПК ""Бюджетный маневр" в здравоохранении: какими могут быть последствия?"
15:00, зал 3-1, ММПК Бюджетный маневр в здравоохранении: какими могут быть последствия?

Сокращать расходы нельзя

Пациентские организации выступили категорически против бюджетного маневра. Они обратились с открытым письмом к президенту и председателю правительства РФ и попросили не сокращать расходы на медицину, оставив их в федеральном подчинении.

Согласно проекту Минфина, в 2013 году расходы федерального бюджета на здравоохранение составили 515 миллиардов рублей, но уже к 2016 году на отрасль планируется потратить не более 344,5 миллиардов рублей. Таким образом, снижение федеральных расходов составит почти 34%, рассказал в своем выступлении на круглом столе председатель исполнительного комитета межрегионального общественного движения «Движение против рака» Николай Дронов.

Говорить о том, что государство не выделяет деньги на здравоохранение неправильно, заявил президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.

«На модернизацию здравоохранения было выделено 460 миллиардов рублей», — подчеркнул он в ходе своего выступления на круглом столе. По его словам, нельзя допускать снижения расходов на здравоохранение, поскольку это противоречит основному закону страны.

«Как известно, 41 статья Конституции гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи. Но у государства на это денег нет. Давно не секрет, что мы живем в небогатой стране. Давайте посмотрим на долю здравоохранения в общем ВВП. К 2016 году ожидается снижение до 3,4% с сегодняшних 3,7%, к 2020 году – до 2,8%. Но даже 3,7% — это в два раза ниже, чем в среднем в развитых странах», — отметил Рошаль.

Одной из наиболее острых проблем отечественного здравоохранения он назвал «катастрофическое» состояние лекарственного обеспечения пациентов в России.
«Удовлетворен ли я состоянием лекарственного обеспечения не как президент Национальной медицинской палаты, не как хирург, а просто как человек? Нет, не удовлетворен. Мне не нравятся бешеные цены, отсутствие государственной системы льгот при важных заболеваниях, допустим, при гипертонии, инсульте, инфаркте… Мне не нравится отсутствие бесплатного медицинского обеспечения лекарствами детей до 10 лет, мне не нравится личная неуверенность в качестве лекарств», — заявил президент НМП.

Регионы перед лицом проблем

Урезание федерального финансирования на медицину приведет к тому, что регионы не смогут выполнять свои обязательства в сфере здравоохранения, отметили участники круглого стола.

Николай Дронов считает, что ресурсов региональных страховых фондов не хватит, чтобы возместить необходимые расходы. «Только 17 из 83 субъектов не испытывают финансовых трудностей», — заявил он.

Если территориальные фонды ОМС не смогут выполнять свои обязательства перед пациентами, проблемы, в первую очередь, возникнут у региональных льготников, у тех, кто по закону получает медицинскую помощь из средств региона. Неизбежно повысится платность услуг в региональных медицинских учреждениях, отметили эксперты.

«Больницы станут активно предлагать пациентам платить даже за те услуги, которые включены в программу госгарантий. А как еще можно выжить?», — заявил сопредседатель Всероссийского союза пациентов и президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев.

Все это может привести к возникновению очагов социальной напряженности, полагает Николай Дронов.

«Это была бы катастрофа, если будут приняты такие решения», — рассказал председатель Комиссии по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии Общественной палаты РФ Николай Дайхес.

По его мнению, переложение части финансовых обязательств в сфере здравоохранения на регионы может повлечь за собой большие проблемы. Есть регионы, где не все обстоит благополучно с бюджетом, есть и такие, где власти не очень стремятся помогать здравоохранению. Субъектам РФ будет непросто выдержать план повышения качества медицинской помощи, заданный президентом, в рамках своих возможностей и полномочий, отметил он.

Лекарственное обеспечение льготников следует оставить в зоне федеральной ответственности, потому что федеральные программы всегда были эффективнее региональных, полагает Жулев.

«Как только программа передавалась в регионы, она там и загибалась. Какая же это экономия бюджета? Сегодня жизнь миллионов россиян зависит от бесплатных лекарств. Увы, огромные группы населения бесплатное лекарственное обеспечение не получают уже сегодня. Среди них есть и больные, страдающие онкологией. Не очень понятно, что же будет дальше», — добавил он.

Строить догадки о том, какие статьи здравоохранения попадут под сокращение, пока рано. Правозащитники и врачи высказали надежду на здравый смысл депутатов при обсуждении главного финансового документа страны в Госдуме.

«Расходы на здравоохранение – это не расходы в прямом понимании этого слова, это инвестиции в человеческий капитал. Здоровье – это самое дорогое, что у человека есть, и без инвестиций в человеческий капитал невозможно развивать ни промышленность, ни другие проекты в стране, потому что главные ресурс – это люди, и эти люди должны быть здоровы», — резюмировал Дронов.

Впрочем, власти видят ситуацию не столь драматично. Буквально на следующий день после встречи экспертов на круглом столе министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на брифинге заявила, что финансирование здравоохранения в 2014 году (в частности, прирост средств в фонде ОМС почти на 200 миллиардов по сравнению с 2013 годом) позволит выполнить все обязательства по всем действующим программам. По ее мнению, это также позволит сделать следующий шаг по увеличению зарплат медицинских работников при сохранении всех объемов медицинской помощи.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала