Рейтинг@Mail.ru
Прозрачность первой волны приема: вузы стали публиковать списки в срок - РИА Новости, 08.08.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Прозрачность первой волны приема: вузы стали публиковать списки в срок

© Fotolia / iko Женщина работает за компьютером
Женщина работает за компьютером
Практически все вузы в установленный срок опубликовали на своих сайтах приказы о зачислении абитуриентов, поступающих вне конкурса, без вступительных испытаний и на целевые места и списки абитуриентов, рекомендованных к зачислению в первую волну приема, сообщили авторы мониторинга прозрачности информации, размещенной на сайтах российских вузов.

Анна Курская, РИА Новости

Практически все вузы в установленный срок опубликовали на своих сайтах приказы о зачислении абитуриентов, поступающих вне конкурса, без вступительных испытаний и на целевые места и списки абитуриентов, рекомендованных к зачислению в первую волну приема, сообщили авторы мониторинга прозрачности информации, размещенной на сайтах российских вузов. Исследователи положительно оценивают уровень открытости информации в ходе проведения приемной кампании этого года. Другой ее особенностью стало увеличение бюджетных мест для будущих инженеров, врачей и учителей, что отвечает актуальным потребностям государства, отмечают эксперты.

Исследователи Высшей школы экономики совместно с РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ в рамках проекта «Социальный навигатор» подвели итоги очередного мониторинга прозрачности информации, размещенной на сайтах российских вузов 30-31 июля. Мониторинг был приурочен к публикации списков абитуриентов, рекомендованных к зачислению в первую волну приема, и соответствующих приказов о зачислении.

Авторы исследования изучили содержимое сайтов 481 вуза. Они оценивали по стобалльной шкале наличие приказов о зачислении от 30 июля, полного пофамильного списка абитуриентов. Исследователи также проверяли наличие списка рекомендованных к зачислению на бюджетные места или однозначное указание на рекомендованных к зачислению по результатам 1-й волны в общем рейтинговом списке.

Мониторинг показал, что приказы о зачислении вовремя появились на 97% сайтов. Пофамильные списки абитуриентов вывесили 98,3% вузов. Практически все (99%) указали сумму баллов ЕГЭ абитуриентов, внесенных в эти списки, однако подробные указания, сколько баллов по какому предмету получил тот или иной человек, вывесила на сайтах лишь половина (51,7%) вузов.

Открытость растет

С каждым годом вузы все более открыто и своевременно размещают на своих сайтах информацию о процедуре зачисления, отмечают авторы мониторинга. И хотя в строгом смысле слова только 69,2% вузов выполнили все предписания Минобрнауки о размещении информации в рейтинговых списках абитуриентов (в прошлом году таких вузов было чуть меньше половины – 48,7%), исследователи оценивают ситуацию оптимистично.

«Если посмотреть на данные внимательно, мы видим, что в основном не выполняется требование о размещении списков рекомендованных на платные места. Учитывая, что реальный конкурс на внебюджетные места есть в очень незначительном количестве вузов, вряд ли это как-то влияет на открытость процедуры зачисления. Если не учитывать требование размещать списки рекомендованных на платные места, мы видим, что 93% вузов открыто публикуют информацию о процедуре зачисления», — рассказали РИА Новости авторы исследования.

Доступность и прозрачность информации на сайтах вузов во время приемной кампании определенно растут, и это положительное явление, отмечают эксперты.

«Информационная открытость в сфере приема в вузы важна и необходима, она препятствует различным коррупционным механизмам. Но другое дело, кто, как и с какими последствиями будет пользоваться этой информацией», — рассказала РИА Новости руководитель Отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Галина Ковалева.

По ее словам, сейчас широко обсуждается возможность открытия результатов ЕГЭ, которое дало бы возможность любому потребителю узнавать результаты работы образовательного учреждения. Действительно, сегодня абитуриенты и их родители могут посмотреть, каков конкурс и каковы проходные баллы в разных вузах.

«Что касается школ, здесь ситуация сложнее. Потому что результаты их работы зависят от многих факторов, и на баллы ЕГЭ выпускников сейчас в меньшей степени влияет вклад школы, нежели родителей. Кроме того, результаты ЕГЭ очень зависят от контингента и условий школы, от ее финансирования и многих других факторов. И судить по данным ЕГЭ о качестве школы нельзя», — предостерегает эксперт.

Прогресс с точки зрения информационной открытости сегодня виден во всей системе образования, полагает руководитель проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка Кирилл Васильев.

Прозрачность приема в вузы: стабильный рост в нужном направлении>>>

«На уровне Минобрнауки было реализовано несколько инициатив по повышению открытости системы образования, регионы запускают свои проекты, например, в Москве, Татарстане. Однако, информации, позволяющей оценить качество образования, все еще мало», — отметил эксперт.

По его мнению, российским чиновникам здесь мог бы пригодиться опыт стран Латинской Америки (например, Чили или Колумбии). В этих странах были построены открытые информационные системы, которые позволяют любому человеку оценить качество профессионального образования, полученного в каждом университете или колледже. Абитуриент также может оценить зарплаты выпускников, их карьерный рост, скорость получения первой работы и т.д.

Меньше экономистов, больше педагогов

Традиционная для последних лет картина приема абитуриентов на разные специальности постепенно меняется. В этом году Минобрнауки увеличило на 2,5% количество бюджетных мест по естественнонаучным направлениям, на 5,9% — по медицинским, на 5,3% — по техническим, на 6,11% — по образованию и педагогике. В то же время министерство лишило бюджетного финансирования пятую часть (19,8%) учебных мест по экономике и управлению.

По мнению экспертов, эта тенденция отражает реальную потребность государства в возрождении и развитии соответствующих отраслей экономики и социальной сферы. Стране не хватает квалифицированных врачей, инженеров, педагогов при сравнительном избытке экономистов, юристов и менеджеров. Есть и другая проблема: в последние годы конкурс на естественнонаучные отделения вузов был намного ниже, чем на гуманитарные, и вузам приходилось принимать недостаточно подготовленных абитуриентов.

«Еще в 2009 году число подававших заявления на сдачу ЕГЭ по физике было равно числу бюджетных мест по специальностям, требовавшим сдачи этого предмета, — рассказала Галина Ковалева. — То есть, уже на этапе планирования экзамена можно было сказать, что всех, кто будет сдавать физику, примут в вуз. Тогда мы решили не ставить планку экзамена высоко, чтобы обеспечить потребности вузов в студентах и не лишить кадров очень важные для промышленности специальности».

Сегодня ситуация с приемом на все естественнонаучные направления в вузах требует серьезных политических решений, полагает эксперт. По ее мнению, интерес молодых людей к этим специальностям не угас, он был искусственно снижен за счет низких зарплат, непрестижности.

«И если государство сейчас вкладывает и планирует вкладывать достаточные ресурсы в науку, в поддержку студентов, в развитие образования и зарплаты педагогов, то это очень важно», — подчеркнула она.

Сегодня мало свежих и полных данных о том, как меняется интерес абитуриентов к различным видам подготовки в последние годы, отметил Кирилл Васильев.

«Есть статистика, которая с отставанием на пару лет показывает некоторый рост интереса как к техническим специальностям – металлургия, машиностроение, приборостроение, авиационная техника, так и к социальной сфере – к здравоохранению, культуре. Спрос на физ-мат науки более или менее стабильный», — рассказал он.

В то же время, по его мнению, россияне стали более осторожно относиться к дипломам юристов и экономистов – конкурс на эти специальности заметно снижается в последние годы. Такие изменения эксперт объяснил более активным публичным обсуждением ситуации на рынке труда, особенностей спроса на работников с той или иной квалификацией.

«Есть любопытные данные Национального научного фонда США, показывающие, что более половины всех инженеров, которых сегодня готовят в мире, учатся в странах Юго-Восточной Азии, в России – 7%, в США — 4%. При этом спрос на инженерное образование стабильно растет среди наших партнеров по BRIC – в Индии и Китае», — рассказал Кирилл Васильев.

Принесут ли усилия Минобрнауки по кадровой поддержке слабеющих отраслей свои плоды? Ответ будет известен уже через несколько лет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Результаты мониторинга сайтов государственных вузов (прозрачность процедуры зачисления), III этап 2013

Прозрачность процедуры зачисления: критерии и методика их оценки

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала