Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Эксперт: трудно судить, насколько распространен аутизм

© Фото : из личного архива Анны КондюринойАнна Кондюрина, главный врач Нижегородского консультативно-диагностического центра по охране психического здоровья детей и подростков
Анна Кондюрина, главный врач Нижегородского консультативно-диагностического центра по охране психического здоровья детей и подростков
О том, на какие признаки расстройств аутистического спектра могли бы обратить внимание родители, чтобы вовремя начать лечение, рассказала в интервью РИА Новости детский психиатр, главный врач Нижегородского консультативно-диагностического центра по охране психического здоровья детей и подростков Анна Кондюрина.

Еще сравнительно недавно об аутизме и проблемах людей с этим диагнозом знали мало. В последнее время о нем говорят все чаще. Звучат даже заявления о мировой эпидемии аутизма — по мнению многих специалистов, несколько преувеличенные. О том, на какие признаки расстройств аутистического спектра могли бы обратить внимание родители, чтобы вовремя начать лечение, рассказала в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой детский психиатр, главный врач Нижегородского консультативно-диагностического центра по охране психического здоровья детей и подростков Анна Кондюрина.

— Анна Сергеевна, по каким признакам родители могут заподозрить, что у ребенка, возможно, аутизм?

— В Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) приведены четкие критерии, которые характеризуют аутистическое расстройство. Некоторые из них могут заметить и родители малыша. Если взрослый, общаясь с ребенком, видит, что трудно установить контакт "глаза в глаза", что ребенок не реагирует на обращение по имени, что ему тяжело строить и развивать отношения со сверстниками на основе взаимных интересов, заниматься общей деятельностью, что он предпочитает играть один, во что-то свое; если он не испытывает нужды в поддержке других людей, когда ему больно или он сильно волнуется, а  также если мама замечает наличие необычных вычурных страхов, есть нарушения сна и привычек приема  пищи, немотивированные приступы ярости, агрессия, самоповреждения, — есть смысл проконсультироваться со специалистом.

— Наверное, это проявляется уже только у старших дошколят или у школьников?

— Почему же, уже в три-четыре года хорошо видно, что ребенок не может усвоить правила групповых игр: в прятки, в «дочки-матери», в магазин… С раннего возраста мама замечает, что малыш не только не стремится, чтобы его пожалели, когда ему плохо, но и сам не проявляет сочувствия, не сопереживает, если рядом с ним человек огорчен или расстроен. Если мама сама пытается успокоить, пожалеть ребенка, а он отвергает ее усилия, не принимает жалость и не разрешает даже дотронуться до себя…

Ключевой признак аутизма — отсутствие социо-эмоциональной взаимности. При общении мы обращаем внимание на то, как реагирует человек на наши слова, какими эмоциями, какими движениями. Дети-аутисты этого лишены. Они в своем мире, как улитка в раковине, им там хорошо, удобно, и эмоции окружающих их мало волнуют.

— Что там интересного, в этом мире?

— У этих детей необычные интересы и типы поведения: ребенок четырех или пяти лет серьезно интересуется, например, астрономией, географией или видами электродвигателей. Родители гордятся этим, считают, что у них очень умный, необыкновенно способный ребенок, с неординарным интеллектом. Но всегда лучше, чтобы развитие было гармоничным. Любое искажение: отставание, опережение, мозаичное развитие (чередование опережения с отставанием) — повод насторожиться.

Игры, в которые играют дети в разные возрастные периоды, дают им знания об окружающем мире и учат взаимодействию со сверстниками. В три года у детей начинают формироваться сюжетно-ролевые игры, потом они становятся разнообразней, и дети в них проигрывают разные жизненные ситуации. А интересы "неправильные", не соответствующие возрасту: химия, электротехника, устройство холодильника — не стимулируют  развитие.

— На что еще можно обратить внимание?

— На стереотипные механические движения: раскачивание, кружение вокруг себя, вращение кистями рук, кручение волос и так далее. На отставание в речевом развитии, иногда и полное отсутствие разговорного языка, жестикуляции, мимики — лицо однообразное, "застывшее".

Бывает, речь есть, но голос роботоподобный, ритмика — скандированная. Эти детки не способны инициировать или поддерживать разговор, часто они однообразно повторяют одни и те же слова и фразы вслед за окружающими (наподобие эха). Дети, страдающие аутизмом, говорят о себе в третьем лице. Могут стереотипно задавать одни и те же вопросы, ответы на которые им уже известны. Многие дети-аутисты, научившись говорить, не могут использовать речь для общения, допускают много грамматических ошибок, некоторые придумывают новые слова, имеющие для них особое значение.

— Какие игры и игрушки они любят?

— Они часто, как мы говорим, демонстрируют монотонные, стереотипные, механические игры с предметами неигрового назначения, раскладывают неигровые предметы в определенном порядке. У них рано проявляется интерес к собирательству ненужных вещей.

— Но ведь очень многие дети играют крышками от кастрюль, старыми пинетками, упаковками от компакт-дисков…

— Здесь имеет значение, насколько дети вовлечены в эти игры, поглощены ими. У детей с аутистическим расстройством они превалируют, а попытка оторвать их от этого занятия вызывает крик, даже агрессию. И иногда родителям приходится приложить титанические усилия, чтобы успокоить ребенка, вывести из истерики. Конечно же, по одному симптому никто не будет выставлять диагноз, но в совокупности специалист сумеет заподозрить аутистическое расстройство.

— А если родители не обратятся к специалисту?

— Расстройство речи, моторики, стереотипная деятельность и поведение — все это потом может привести к социальной дезадаптации. Раньше считалось, что аутизм вообще в ста процентах случаев приводит к инвалидизации. Сейчас взгляды поменялись, и процент детей, которые получают инвалидность по аутизму, с каждым годом все меньше. Тем не менее может оказаться, что ребенок не в состоянии учиться в обычной школе и даже в коррекционном классе, во вспомогательной школе. Бывает, об электродвигателях-то он все знает, но не может объяснить, какое сейчас время года и чем оно характеризуется, обобщить, исключить лишнее — дать ответ на простые для обычного ребенка вопросы.

— Насколько распространены аутистические расстройства среди детей и взрослых?

— В нашей стране подобная статистика не ведется, и разные исследователи приводят разные цифры: от 4–5 до 50-100 случаев  на десять тысяч детей. Соотношение мальчиков и девочек составляет примерно 3:1. В нашем Центре в 2002 году было всего 17 пациентов, которым был поставлен диагноз "аутистическое расстройство". В 2012-м таких ребят к нам обратилось уже 140.

— Родителям сложно принять диагноз, поверить, что у их ребенка аутизм?

— Круг аутистических расстройств довольно широк. Есть ранний детский аутизм (синдром Каннера), который характеризуется отгороженностью от внешнего мира, недостаточностью пользования речью.

Существует процессуальный аутизм. Он может формироваться в связи с детскими шизофреническими расстройствами и, кроме всего уже перечисленного, характеризуется неврозоподобными состояниями: капризностью, раздражительностью, нарушениями сна, повышенной "разборчивостью" в еде.

Методики коррекции аутизма
Методики коррекции аутизма: от научных до нетрадиционныхМетодики коррекции аутизма направлены на снижение аномальных особенностей, связанных с аутизмом, а также для повышения качества жизни людей, страдающих аутизмом, и особенно детей.
Также есть синдром Аспергера (его признаки — высокий интеллект наряду с бедностью эмоций); атипичный аутизм; группа аутистических синдромов различного происхождения (связанные с обменными и хромосомными нарушениями), а также так называемый парааутизм. Он возникает из-за сильного эмоционального расстройства (поэтому очень часто мы наблюдаем его у детей-сирот): тоскливая депрессия, сниженное настроение, плаксивость, тихий голос. Такие дети мало реагируют на зов, на человеческую речь, на игрушки, на окружающих детей.

Так что есть тяжелые формы, но есть и такие, которые позволяют адаптироваться, обучаться в школе. При должной коррекции, включающей и психотерапевтические методы, и медикаментозное лечение (его многие почему-то боятся, но без него в большинстве случаев не обойтись) часть детей выйдет во взрослую жизнь без необходимости лечения и без наблюдения у специалистов. Сейчас у нас всего 5–10% случаев такого благополучного выхода из этого расстройства, но это количество могло бы быть гораздо больше. Бывает, конечно, когда пациенту необходимо наблюдаться в течение всей жизни и постоянно получать лечение.

— Многие родители не знают всего этого. Педиатр направляет их с малышом к психологу, а тот ставит в "бегунке" галочку: пирамидка и башенка собраны, все в порядке.

— Да, к сожалению, у нас в стране не предусмотрена обязательная консультация психиатра для ребенка до трех лет.  Первичное освидетельствование происходит позже (после 3 лет жизни), в то время как многие симптомы аутизма видны в большинстве случаев  на втором-третьем  году жизни ребенка. Думаю, нужны изменения в законодательстве. В Германии, например, это делают в более раннем возрасте, и это позволяет раньше выявлять и эту, и многие другие патологии, раньше назначить лечение — и получить результат.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала