МОСКВА, 30 мая — РИА Новости, Инна Финочка. Без пафоса и громких слов о достойной смерти, культуре умирании, борьбе и умении отпустить говорили участники последнего в этом сезоне "Открытого показа", посвященного жизни и памяти пациентки Первого московского хосписа Маржаны Садыковой.
"Это большой дар — быть рядом с ней, когда она проходила свой путь. Она до последнего была счастлива", — сказала ее мама Амина Садыкова в дискуссии совместного проекта РИА Новости и Центра документального кино "Открытый показ" на тему "Достойная смерть — это не вопрос медицины, а вопрос культуры", которую провела Катерина Гордеева.
Культура смерти
Каждый человек знает, что когда-нибудь умрет. Кто-то гонит от себя эти мысли, кто-то верит, что переродится, наверное, у кого-то есть иллюзия бессмертия, а некоторые утешают себя мыслями о своем продолжении в детях. Но одно дело просто знать о факте смерти, и совсем другое — ощущать ее каждой клеткой собственного тела. В болезни, смерти нет ничего возвышенного, очищающего. "Люди умирают от боли и унижения", — сказал журналист Антон Красовский в дискуссии "Открытого показа". Задача всех, кто рядом с умирающим, — избавить его от боли и унижения, сделать так, чтобы было чуть менее страшно, чтобы не было больно.
Столь же сложен вопрос о том, как вернуться к жизни после ухода близкого человека. Президент фонда помощи хосписам "Вера" Нюта Федермессер, дочь Веры Миллионщиковой — человека, открывшего в Москве первый хоспис, в дискуссии после фильма сказала, что главное — позволить человеку уйти достойно — без боли и в окружении, если не родных, то хотя бы чутких, понимающих людей из медперсонала. Тогда близким того, кто ушел, будет легче принять и смириться.
"Я давно смотрю зарубежные фильмы на эти темы как учебники", — призналась Нюта.
"50-70 лет назад не существовало таких обезболивающих, взрослых подгузников и многого другого, а культура умирания была и тогда, и 500 лет назад", — добавила она.
По-разному живут и умирают
"Хосписные" люди знают, что паллиативная помощь состоит не только в избавлении умирающего от боли, а еще и в помощи его семье: 60% помощи — близким. 40% — больному. Федермессер подчеркнула, что паллиативную помощь нужно начинать уже с момента постановки диагноза, который приведет к смерти.
Ее поддержала и медицинский психолог НИИ нейрохирургии имени Бурденко Светлана Гусарова: "Люди живут по-разному и умирают по-разному. Иногда смерть бывает освобождением, и надо уметь отпустить. И нужна какая-то специальная работа с родственником, чтобы он нашел в себе эту возможность".
Надежду на выздоровление публицист и правозащитник Ирина Ясина считает губительной, потому что она не дает близким смириться с неизбежным, научиться жить с вызовом, который ставит жизнь.
"Он сидит и держит за руку своего уходящего сына или мужа, или жену, и надеется на то, что больной выживет. А может быть, надеяться не нужно? Может быть, нужно осознать, что это происходит, и вести себя в этой ситуации достойно?" — сказала Ясина.
Система против человечности
О том, что обезболивающих обычно не хватает, знают не понаслышке те, кто сталкивается с онкологией. Московские хосписы с их 208 койками и выездными службами не справляются с 18 000 умирающих в год онкобольных. Иногда приходится обходить систему, чтобы помочь человеку умереть без боли. Подтвердила это Диана Невзорова, главный врач Первого московского хосписа им. В.В. Миллионщиковой. Она заметила, что "на всех больных таких врачей, как Лиза Глинка не хватит". Мол, и Глинка не имеет права выписывать обезболивающие в тех количествах, в каких они необходимы. "Лиза сейчас сама расскажет, как она выписывает", — уточнила ведущая дискуссии Катерина Гордеева. Елизавета Глинка, член правления фонда «Вера» и директор благотворительного фонда "Справедливая помощь" честно рассказала.
— Как изменилась ситуация с обезболивающими за последние 10 лет?— спросил журналист Красовский.
— Ухудшилась, — отрезала Федермессер.
"А для чего нужен фонд "Вера", если деньги для хосписа есть у государства?" — попросила объяснить Катерина Гордеева. Оказывается, для того, чтобы удержать высококвалифицированный "хосписный" персонал.
"Медсестры должны быть с ними (пациентами и их родственниками — прим.), медсестер должно хватить на всех. Всех обнять, со всеми вместе поплакать. Не поплачешь — не дашь свою эмоцию, и не поможешь тому человеку, который нуждается в твоей теплоте", — сказала Нюта.
Рассказала она и о том, почему ситуация с обезболивающими не меняется: "В Минздрав за 2011 год не поступило жалоб от населения на недостаточное обезболивание. Люди жалуются везде, клянут эту систему…"
— А что мы можем сделать?— перебил Красовский.
— Каждый из нас по мере возможности должен ломать систему. Если у вас в окружении, среди ваших родственников, знакомых, коллег кто-то умирает от рака, и вы знаете, что нужно обезболивание, если в соседней квартире необезболенный пациент, а у его родственников нет сил — вы напишите эту жалобу, — под аплодисменты сказала Федермессер.
Завершилась 32-я встреча "Открытого показа" "тихим" аукционом, аккомпанировали которому друг проекта — пианист и композитор Игорь Горский, руководитель ансамбля "Чистая музыка" и его солист Ростислав Шараевский. Любой желающий мог приобрести фотоработы Маржаны, а деньги вырученные на аукционе пойдут на строительство первого детского хосписа в Москве. Поддержать мероприятие, а возможно, и принять участие в "тихом" аукционе пришли режиссеры документального кино Виталий Манский, Тофик Шахвердиев, Никита Тихонов-Рау и Ольга Арлаускас, американский документалист Джон Алперт и другие.