МОСКВА, 30 мая — РИА Новости. Около 60% времени специалиста паллиативной медицинской помощи приходится на работу с родственниками тяжелобольного человека и только 40% — на самого пациента. Неизлечимый диагноз поражает не только самого больного, но и всю его семью, которую нужно научить жить до смерти близкого человека и после нее, считает президент благотворительного фонда помощи хосписам "Вера" Нюта Федермессер.
Быть готовым
"В паллиативной помощи 60% помощи идет на родственников и 40% — на пациента. Когда ребенок или взрослый заболевает раком, паллиативная помощь должна начинаться сразу. Как только человеку поставили диагноз, при котором он допускает, что он от этого умрет, должна подключаться паллиативная помощь", — сказала Федермессер в рамках дискуссии о достойной смерти.
Она убеждена, что, когда человеку ставят такой тяжелый диагноз, как рак, болеет не только он, болеет вся семья, и "лечить" надо всех.
Онкология: что делать, если возникли подозрения >>
"Работать надо со всей семьей. До момента смерти, а также после смерти работать с родственниками должен хорошо подготовленный медицинский персонал. И персонал (хосписов) нужно обучать, начиная с медицинских училищ… А вообще, начинать нужно с общества. Мы должны стараться повлиять на систему, потому что иначе их (готовых работать в хосписах) будут единицы, и тогда мы не сможем охватить всех нуждающихся", — добавила глава фонда.
"Когда родственники подготовлены, после длительных, честных, откровенных дискуссий, к тому, что произойдет… прощание начинается задолго до ухода. Этому можно научить, этому нужно научить", — подчеркнула она.
Надежда или смирение?
По мнению участников дискуссии, в последние несколько лет произошли изменения: о паллиативной помощи заговорили на высоком уровне, увеличилось число хосписов и паллиативных коек в стране, а люди стали охотнее жертвовать средства на эту сферу, так как начали понимать, что впереди всех ждет старость, болезнь и смерть. Но до сих пор те, кто сталкивается с тяжелым заболеванием своих близких, не знает, как с этим жить.
"Люди живут по-разному и умирают — по-разному… Иногда смерть бывает освобождением, и надо уметь отпустить. И нужна какая-то специальная работа с этим человеком, родственником, чтобы он нашел в себе эту возможность", — считает медицинский психолог НИИ нейрохирургии имени Бурденко Светлана Гусарова.
"Тяжело родственникам, которые сидят и надеются. Надежда — это такая двойственная вещь… потому что она не дает человеку смириться, не дает научиться жить с тем вызовом, который ставит жизнь. Он сидит и держит за руку своего уходящего сына или мужа, или жену, и надеется на то, что больной выживет. А может быть, надеяться не нужно? Может быть, нужно осознать, что это происходит, и вести себя в этой ситуации достойно?.." — сказала она.
Достойная смерть — это вопрос культуры общества и подготовленности людей, находящихся у постели умирающего больного, добавила Федермессер.
Беречь персонал
С тяжелейшими переживаниями сталкиваются и сотрудники хосписов, на руках у которых иногда за сутки умирают несколько пациентов.
По ее словам, государственная зарплата не позволяет удержать ценные кадры. Если не поддерживать персонал хосписов финансово, чем и занимается благотворительный фонд, специалисты будут уходить.
Между тем, ведущие онкологи мира прогнозируют, что к 2030 году около 22 миллионов человек на планете будут больны раком.