Рейтинг@Mail.ru
Фильм-диагноз: Погребижская презентовала картину о социальных сиротах - Социальный навигатор РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Фильм-диагноз: Погребижская презентовала картину о социальных сиротах

© Фото : partizanetsКадр из фильма Елены Погребижской "Мама, я убью тебя"
Кадр из фильма Елены Погребижской Мама, я убью тебя
Российская презентация фильма "Мама, я убью тебя", прошедшая в ММПЦ РИА Новости, показала: Елена Погребижская сняла фильм-диагноз нам, взрослым, и системе в целом. Диагноз таков: глубокое недопонимание друг друга.

Вера Костамо, РИА Новости.

Российская премьера фильма "Мама, я убью тебя" и дискуссия, которую провела Катерина Гордеева в рамках совместного проекта РИА Новости и Центра документального кино "Открытый показ" в мультимедийном пресс-центре РИА Новости в среду вечером, собрала полный зал. Эксперты от благотворительного сектора, волонтеры и чиновники, специализирующиеся на вопросах социального сиротства, смогли открыто обсудить проблемы детей, оставшихся без попечения родителей. 

Дискуссия на тему: "Узники интернатов: должны ли дети нести наказание за асоциальность своих родителей?" продлилась дольше отведенного для этого времени. 

Говорили долго, и в итоге стало понятно, что Погребижская сняла фильм-диагноз нам, взрослым, и системе в целом. Диагноз таков: глубокое недопонимание друг друга. С одной стороны — заинтересованные в детях волонтеры, с другой — такие же заинтересованные чиновники. Только интересы у всех разные. 

Казнить нельзя помиловать

Всем героям картины Погребижской, воспитанникам Колычевской специальной школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, поставлен один диагноз — "олигофрения в степени дебильности". Такой, по сути дела, приговор выносится ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией — прим. авт.) и не пересматривается в дальнейшем, исключая возможность ошибки в поставленном диагнозе. А ребенок оказывается ограничен в нормальном развитии и выборе профессии. 

Обсуждение фильма Елены Погребижской Мама, я убью тебя
Обсуждение фильма Елены Погребижской "Мама, я убью тебя"
Новый закон об образовании привнес в работу ПМПК изменения. В нем прямо говорится о том, что комиссия определяет ту корзину специальных условий для образования, которые позволят ребенку быть успешным. Проект положения о ПМПК размещен на сайте министерства образования, и до конца мая он доступен для экспертизы.

Кто несет ответственность за неверное решение ПМПК, законодательно нигде не прописано. Новое положение о комиссии, определяющей судьбы детей, сейчас находится в министерстве юстиции на утверждении. Там сказано, что динамика развития ребенка обязательно должна отслеживаться. 

В Москве с 1 апреля 2013 года действует приказ департамента здравоохранения, который определяет, что на базе поликлинических отделений должны быть образованы врачебные подкомиссии. Их задача — постановка диагноза, а дальше работу продолжит психолого-педагогическая комиссия. Основная задача специалистов такой комиссии — определение зоны развития ребенка. В этом году на базе МГППУ откроется первая магистерская программа, которая подготовит кадры для работы в подобных комиссиях. 

По словам Марии Хадеевой, директора по развитию АНО "Рост" и одной из героинь фильма, диагнозы усыновленных детей, поставленные комиссией, снимаются в 99% случаев. 

"Решение ПМПК носит лишь рекомендательный характер. Только законный представитель решает, определять ребенка в коррекционное учреждение или нет. Это его право", — отметила Ирина Терехина, начальник отдела программы проектов в сфере защиты прав детей министерства образования и науки РФ.

Сразу после показа фильма вице-премьеру Ольге Голодец в школу-интернат была отправлена комиссия, которая подтвердила диагнозы детей. 

Но эксперты после этого пояснили, что развитие ребенка нужно рассматривать в динамике, нужно дать ему возможность для развития, а в моносреде это практически невозможно. 

"Если мы профессионально занимаемся с ребенком, должны отдавать себе отчет в том, что интернат — это не место для жизни. Это место, где поддерживаются только ценности первого порядка: детей там кормят и одевают. Вопрос развития просто не ставится", — сказала Наталья Степина, руководитель центра помощи приемным семьям с особыми детьми.

Конвейер, увозящий детей в ПТУ

Участники дискуссии сошлись на мнении, что система работы с детьми-сиротами должна быть серьезно реформирована. 

"Когда мы пришли к вице-премьеру Ольге Голодец, то пытались обсудить, что можно сделать в сложившейся ситуации. Поменять систему в одну секунду не получится, как и сразу раздать детей в семьи. Нужно сделать так, чтобы у детей, находящихся в интернатах, не были нарушены их права. Сделать так, чтобы ни один директор детского дома не имел права просто так отправить ребенка в психиатрическую клинику. Чтобы не было этого фашизма", — добавила учредитель фонда "Подари жизнь" Чулпан Хаматова. 

Режиссер картины Елена Погребижская рассказала, что когда-то, при создании учреждений закрытого типа для детей ситуацию хотели улучшить, но реалии давно изменились. "И до сих пор работает конвейер, увозящий эти пирожки в виде детей только в ПТУ. За ребенка все решили в семь лет. И мне страшно, что кому-то выгодно считать, что это верно. Почему дети живут в изоляции, почему их запирают? Только потому что они сироты? Дети лишены личности, индивидуальности — всего. Такую систему нужно менять", — добавила Елена Погребижская.

Александр Гезалов, в прошлом выпускник детского дома, а сейчас — эксперт по социальному сиротству, отметил, что дети должны попадать не в школу-интернат, а сразу в семью. Потому что школа-интернат — не место для реабилитации. В стране есть много институтов помощи "детству": приюты, детские дома, интернаты, но нет института помощи семье. 

"Ни одно учреждение, насколько мне известно, не работает на восстановление кровных связей", — сказала Юлия Курчанова, психолог социальных проектов. 

По словам волонтеров Колычевской специальной школы-интерната, в этой системе вообще нет мотивации на устройство детей в семьи. За всю историю учреждения в семью был устроен один ребенок, но и его вернули назад. 

На данный момент, по словам участников дискуссии, вопрос о сокращении детских домов решается не путем устройства детей в семьи. 

"Закрываются маленькие детские дома, укрупняются большие коррекционные интернаты. После реорганизации учреждение переводится в общеобразовательное, и туда обязаны ходить обычные дети. Задача выполнена — детских домов нет. Такие "монстры" есть во Владимирской, Ивановской, Тульской, Смоленской областях. То есть объединяются дети с коррекцией и без. Что делать директорам и педагогам в такой ситуации?", — сказала Мария Хадеева.

Директор московской специальной школы-интерната №8 Вадим Меньшов считает, что всегда свою роль играет человеческий фактор, и начинать реорганизацию системы нужно с директоров и педагогов. 

"Я верю в то, что реформы будут, и как минимум часть из них приведет к лучшему", — подвела итоги дискуссии Елена Погребижская. 

И хочется верить, что Елена, которой удалось, как она говорила в фильме, снять "души детей", окажется права. И герои картины, Сашка, Настя и Леха, смогут сказать привычные всем детям слова: "Мама, я люблю тебя". 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала