Рейтинг@Mail.ru
Вагнер: нет особого смысла в том, чтобы бегать из клиники в клинику - РИА Новости, 15.05.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Вагнер: нет особого смысла в том, чтобы бегать из клиники в клинику

Российские пациенты стремятся более взвешенно подходить к выбору клиники и врача. О законодательных основах оказания стоматологической помощи и об оценке ее качества рассказал корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой заместитель директора по научно-методической работе ФГБУ "ЦНИИС и ЧЛХ" Минздрава России заслуженный врач РФ, Владимир Вагнер

Российские пациенты стремятся более взвешенно подходить к выбору клиники и врача. О законодательных основах оказания стоматологической помощи и об оценке ее качества рассказал корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой заместитель директора по научно-методической работе ФГБУ "ЦНИИС и ЧЛХ" Минздрава России заслуженный врач РФ, Владимир Вагнер.

— Владимир Давыдович, бывает, пациент сомневается в качестве оказанной ему стоматологической помощи.
— Лучше не сомневаться, а обратиться за разъяснениями к специалистам. Федеральный закон 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что любая медицинская помощь основывается на порядках ее оказания и стандартах. По стоматологии приказами министра здравоохранения утверждены два порядка оказания помощи: для детей и для взрослых. Утвержденных стандартов в стоматологии сейчас, к сожалению, только три: ортопедическое лечение при полной потере зубов, ортопедическое лечение при частичной потере зубов и лечение стоматологических больных с аномалиями и другими нарушениями челюстно-лицевой области. Отсюда и сложности: если стандарта как такового нет, то страховым компаниям, да и самому пациенту непонятно, насколько обеспечено качество лечения — не с чем сравнить, правильно оно проведено или неправильно.
Сегодня на утверждение в Минздрав передано около пятидесяти стандартов лечения: кариеса, пульпита, периодонтита и других заболеваний. Остальные, по каждому диагнозу, разрабатываются.

— Но в медицине разные научные школы: иногда противоположные методы приводят к равно хорошим результатам.
— И замечательно. Стандарты вовсе не предполагают, что вся методика унифицирована. Допустим, в стандарте написано «обтурация корневого канала», но он не регламентирует, по какой технологии: метод одного штифта, латеральная или центральная конденсация. Не будет в стандарте написано, из какого материала выполняется штифт или вкладка. Кто-то каналы ультразвуком обрабатывает, кто-то лазером — пожалуйста. В стандарте только сказано, что и сколько раз необходимо сделать, а конкретные методы лечения — в клинических рекомендациях. Раньше они назывались протоколы ведения. Их разрабатывают профессиональные общественные объединения, ассоциации врачей-специалистов. В них сказано, что может применяться для диагностики и лечения, а врач уже использует ту методику, которой овладел.
Стандарт предназначен не для лечащих врачей, а для главврачей и организаторов здравоохранения. Это категория не лечебная, а медико-экономическая, они еще используются для финансовой оценки того или иного вмешательства. Если процедура для одного канала стоит, допустим, 100 рублей, то на трехканальном зубе, значит, 300 рублей. Постановка пломбы — еще 500 рублей.

— Это государственные расценки?
— Нет, цифры условные. На самом деле они разные в каждом регионе. Правительство ежегодно утверждает программу госгарантий на оказание гражданам бесплатной медпомощи. Она оплачивается из фонда обязательного медицинского страхования — ОМС. По стоматологии туда включено всё, кроме протезирования и восстановления прикуса с помощью брекет-систем. При этом в каждом субъекте федерации утверждают свою программу госгарантий — территориальную. Она по объему не может быть меньше федеральной. Программа госгарантий должна быть в каждой больнице или поликлинике: государственной, муниципальной или частной — в регистратуре, в доступном месте. Проблема в том, что денег в фонде ОМС недостаточно, поэтому тарифы в большинстве регионов низкие. Есть даже области, где лечение одного зуба по тарифу меньше 100 рублей: 78, 52, даже 36… Из-за этого до сих пор во многих регионах России используют старые методы, «древние» материалы, анестетики. Если стоматологическая клиника имеет возможность, она за счет собственной прибыли покупает материалы и препараты нового поколения, получше.

— И применяет при оказании платных услуг?
— Закон позволяет это государственным медицинским организациям. Правила их оказания утверждены осенью 2012 года. Однако при оказании платных медицинских услуг ни в коем случае не могут уменьшаться объемы бесплатных. Кроме того, если пациент отказывается от платной услуги, нельзя ущемлять его права на бесплатные в объеме территориальной программы госгарантий.

— На что обратить внимание, выбирая клинику?
— Прежде всего, на ее оснащенность. Спросите в регистратуре, какое у них оборудование. Техника американской фирмы «Эйдек», бразильской «Гнатус», немецкой «Кава» говорит о высоком качестве, а еще советские УС-10/100, УС-30 — не очень. Следующий вопрос — какие обезболивающие средства используются. Одно дело, если это лидокаин,  тримекаин или даже новокаин, и совсем другое — современные карпульные анестетики. артикаинового ряда, ультракаин. Далее — пломбировочные материалы для пломбирования каналов, постоянных пломб: штифты из гуттаперчи, фотополимеры свидетельствуют о более высоком качестве.

— В кабинете новенькое стоматологическое кресло, поручни блестят…
— Так, может, это маломощная установка тридцатилетней давности, которую вчера только покрасили и обтянули новым кожзаменителем. Важен не сверкающий никель, а фирма-производитель и мощность оборудования. Но главное — работа врача. В регистратуре должна быть информация о специалистах: кто из них высшей, кто первой категории, у кого ученая степень; где учились, какие у них сертификаты. Сегодня врачи, особенно молодые, осваивают новые технологии на множестве мастер-классов, в том числе за границей. Практика показывает, что врачи со стажем работы от 7 до 15 лет наиболее обучаемые.
По закону пациент должен дать информированное письменное  добровольное согласие на медицинское вмешательство. Это значит, что, прежде чем приступить к лечению, врач должен больному рассказать о результатах обследования, назвать диагноз.

— Даже если он тяжелый, страшный?
— Законодатель щадит психику больного. Врач должен спросить: «Мы у вас обнаружили опухоль; вас интересует, какую?» Если тот отвечает утвердительно, надо назвать диагноз, а если: «Мне неважно, какая опухоль, делайте что нужно», — то не навязывать это знание. Потом врач должен дать комплексный план лечения. Не «сейчас две пломбочки поставим, каналы перелечим», а потом пациент приходит протезироваться к ортопеду, и тот говорит: «Эти зубы удалим, они нам здесь не нужны». Пациент заплатил деньги, потерял время, а зубы оказываются в плевательнице. Врач должен сказать, какие технологии и методы лечения использует он, какие применяются в этой и других клиниках и какие вообще существуют в мире: «В Японии, например,  выращивают новые зубы взамен утраченных. Мы же вам можем поставить протезы штампованно-паяные, а в областном центре, по более высокой цене, есть возможность установки металлокерамики, металлопластмассы или протезов на основе золотого сплава».

— Штампованно-паяные намного хуже?
— Не просто хуже, а уже такая древность, что нигде в мире не используется. У нас же их до сих пор изготавливают во многих регионах и даже иногда в Москве. Были предложения запретить их. Но если в районном центре нет литья, то приходится штамповать коронки.
Доктор должен объяснить пациенту, каких результатов он собирается достичь с помощью лечения и какие не зависящие от врача осложнения могут возникнуть, даже если оно будет правильным. После этого пациент ставит в истории болезни подпись, что на предлагаемое лечение согласен. На оказание платных услуг заключается письменный договор, в нем должен быть план лечения, объем и сроки.
Могу посоветовать сходить на прием в несколько разных клиник, государственных и частных, — в большинстве из них для «заманухи» за консультации денег не берут — и сравнить планы лечения, технологии.

— А если пациент передумает?
— По закону, пациент должен возместить только те затраты, которые клиника уже понесла на его лечение. За его продолжением он может обратиться в другую: государственную, муниципальную, частную. Но нет особого смысла в том, чтобы бегать из клиники в клинику. Чем больше обойдете, тем труднее выбрать.

— С недавних пор услуги по ОМС оказывают не только государственные, но и коммерческие медучреждения. В чем их интерес, ведь их расценки выше государственных?
— Такой же вопрос я задал однажды директору частной клиники: «Разве эти копейки могут покрыть ваши расходы?» Он ответил: «Зато я ни разу не давал рекламу. Моя реклама — пациенты, которые приходят лечиться по ОМС». На втором или третьем посещении они понимают, что, если хотят получить помощь на более высоком уровне, можно обратиться в соседний кабинет, уже на платной основе.
Лет семь-восемь назад частные медучреждения категорично заявляли: «Мы не будем работать с ФОМСом!» И я отвечал: «Придет время, и вы будете бороться за это, сама жизнь заставит». Практически это время пришло.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала