Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг открытости сайтов школ: от краткой визитки к средству общения - РИА Новости, 24.04.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Рейтинг открытости сайтов школ: от краткой визитки к средству общения

© РИА Новости / Владимир ПесняШкольница использует ноутбук во время занятия в школе
Школьница использует ноутбук во время занятия в школе
За последние несколько лет у каждой российской школы появился свой сайт, на котором родители могут найти необходимую для них информацию. Насколько эти сведения полны и отвечают запросам потребителей? Может ли хороший сайт сделать школьное образование более качественным?

Анна Курская, РИА Новости

За последние несколько лет у каждой российской школы появился свой сайт, на котором родители могут найти необходимую для них информацию. Насколько эти сведения полны и отвечают запросам потребителей? Может ли хороший сайт сделать школьное образование более качественным? Ответы на эти вопросы попытались найти составители Рейтинга информационной открытости сайтов школ.

РИА Новости совместно с Институтом развития образования НИУ ВШЭ, при поддержке региональных органов управления образованием,  в рамках проекта «Социальный навигатор» подготовило Рейтинг информационной открытости сайтов государственных образовательных учреждений (школ).

В рейтинг вошли 1113 сайтов школ из 24 регионов России. Для каждого из сайтов исследователи изучили его технологическую организацию и мультимедийность, проверили наличие на нем наиболее важных информационных разделов, документов и материалов, сервисов обратной связи.

В основу оценки сайтов легли реальные запросы пользователей. Исследователи сначала изучали, какую информацию, какие сервисы и услуги на школьном сайте хотят видеть потребители образовательных услуг — в первую очередь, родители.

Подобное массовое исследование сайтов школ проводится впервые, ранее Российский новый университет (РосНОУ), издательство «Просвещение» и НИУ ВШЭ проводили три мониторинга гораздо меньшего масштаба. Поэтому сравнивать результаты нынешнего рейтинга, по большому счету, не с чем, рассказала РИА Новости автор методики исследования ведущий научный сотрудник института образования НИУ-ВШЭ Татьяна Мерцалова.

«Я бы охарактеризовала общую картину словами «сайты очень разные Различия между сайтами очень большие, поэтому сказать, что в целом все хорошо или плохо, невозможно. Есть очень хорошие сайты, которые на 90 с лишним процентов удовлетворяют всему списку родительских запросов. А есть очень слабые, формальные», — отметила она.

В то же время, сайт может и должен приносить пользу школе. Официальная информация об образовательном учреждении, размещенная на сайте, снимает множество вопросов, которые могут возникнуть у родителей, и позволяет им узнать о деятельности школы по всем направлениям, рассказал РИА Новости министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев.

«Сайт может оказать помощь в организации образовательной деятельности учащихся, организовать работу с детьми, которые по каким-то причинам отсутствовали на занятиях, дополнительную работу с одаренными детьми и помощь отстающим, — рассказал он. — Сайт также может предоставить возможность продемонстрировать достижения детей и педагогов, обеспечить оперативное взаимодействие с родителями. Хороший школьный сайт – это очень яркая и добротная визитная карточка и реклама школы».

О чем пишут на сайтах

К наиболее интересущим родителей темам относятся вопросы о качестве работы школы, о реализуемых в ней программах. Причем качество учебной подготовки школьников интересует современных родителей гораздо больше, чем воспитательная работа и дополнительные услуги.

А вот школы охотнее публикуют сведения о результатах участия детей в творческих и спортивных конкурсах, чем об их учебных достижениях. То ли школы больше внимания уделяют творчеству и спорту, чем учебе? То ли добровольность участия лучших (отобранных) детей в этих конкурсах и соревнованиях обеспечивает хоть какие-то заметные результаты?

В довольно резком переходе к конкурентным отношениям в системе образования школы оказались к ним не готовы. Риск оказаться в невыгодном положении в сравнении с другими неизбежно возникающий при открытой подотчетнотсти по ясным показателям вызывает опасения даже у руководителей вполне успешных школ.

В содержании школьных сайтов четко прослеживается тенденция к традиционному предпочтению неопределенных образных объектов (фотографии, сценарии, перечни мероприятий) перед конкретными данными.

Презентационность – очень важная характеристика школьного сайта, но она не может быть его единственной задачей.
То качественное разнообразие школьных сайтов, которое мы увидели в этом рейтинге, говорит о том, чему раньше просто не уделяли внимания – собсвтенно к реальному эффекту прозрачности – тому, как себя в этом процессе чувствует школа, насколько она готова открыться, «обнажить» свои внутренние процессы, результаты, проблемы…

Состояние школы можно охарактеризовать, скорее, как ситуацию растерянности, поиска, опасений перед неясными последствиями открытости: В чем смысл раскрытия данных? Зачем нужен сайт, и чем он может быть полезен для нас? Кто будет его читать и с какой целью? Что нужно пользователям? И чем «аукнется» нам размещение или неразмещение той или иной информации?

Вопрос обратной связи

Информационная открытость школьного сайта невозможна без работающей обратной связи администрации школы с родителями. Это значит, что разместить на сайте форму для электронной почты недостаточно: кто-то должен разбирать пришедшие письма и отвечать на них. Кроме того, за форумами, где родители могут общаться друг с другом, также следует присматривать, чтобы они не зарастали рекламными сообщениями.

Впрочем, как с разнообразием обратной связи, так и с обслуживанием ее со стороны администрации школы почти везде есть проблемы.

«Электронная почта есть практически у всех, но консультационные сервисы и сервисы для неформального общения, форумы, блоги – достаточно большая редкость. Их можно найти буквально на 3-7% всех сайтов. Та же картина с возможностью односторонней обратной связи — опросами, сервисами для комментирования к материалам», — рассказала Татьяна Мерцалова.

С одной стороны, на школьных сайтах сегодня существует достаточно мощная тенденция к появлению коммуникационных сервисов, форумов, блогов. А с другой стороны, тем, кто следит за сайтами, не хватает опыта, времени или понимания того, для чего вообще нужны эти сервисы, пояснила она.

«Вроде, так «надо», «модно», «хорошо», «давайте откроем форум!». Но по содержанию эти форумы оказываются пустыми, «мертвыми», либо там просто валяется рекламный мусор, вплоть до вещей совершенно не предназначенных для детской аудитории», — отметила эксперт.

Нужен ли учителю блог?

С развитием школьных сайтов кое-где на них начали появляться блоги учителей и представителей администрации. Безусловно, разговор с родителями от первого лица может привлечь внимание и вызвать живой отклик. Однако здесь есть свои опасности, которые подстерегают почти любое неформальное начинание в стенах школы.

«Творческий учитель может вести свой блог, но это не должно превратиться в обязаловку. Если мы обяжем всех учителей вести блоги, то получим множество полупустых страниц. Но педагоги, которые хотят и могут организовать систематическое наполнение, обновление своего блога, должны иметь возможность сделать это на школьном сайте», — полагает Александр Аникеев.

По мнению Татьяны Мерцаловой, школам были бы очень полезны блоги классных руководителей, разумеется, также абсолютно добровольные. В особую категорию она предлагает выделить блоги администрации школы – завучей и директоров. Блоги дали бы им полезную возможность неформально поговорить о том, что их волнует как носителей определенных ценностей.

«Очень часто блоги на школьных сайтах являются, скорее, методической копилкой, педагоги и директора выкладывают там свои разработки, ссылки на профессиональные статьи, — отметила она. — Но что такое блог? Можно вспомнить письма Сухомлинского к сыну, когда он рассуждает о ценностях, о смыслах, о значениях. Так и руководитель может обсуждать в блоге проблемы, происходящие в социуме, демонстрировать свою позицию, которая, безусловно, будет выражаться и в том, что происходит в школе. Ведь свои ценности он вкладывает в нее».

Блог директора может стать имиджевой частью школы, полагает Татьяна Мерцалова. Не каждое учебное заведение может дать образование на очень высоком уровне, социальный контингент учащихся или какие-то другие причины могут препятствовать этому. Но у многих школ есть какая-то другая изюминка: например, особая социальная поддержка детей, система воспитания лидеров или уверенности в себе, система раскрытия способностей. Эти достижения школы в количественных показателях выразить невозможно.

«Но если директор или другие педагоги будут разъяснять свою гражданскую и человеческую позицию, какими ценностями и смыслами живет школа, это может стать очень мощным стимулом и источником информации для родителей. Поэтому мне кажется, что блоги на школьных сайтах — это очень ценный ресурс. Но то, что не все могут этим ресурсом пользоваться, — повод для дальнейшей работы», — рассказала она.

Предложение и спрос на информацию

Электронные дневники в последнее время уже приобрели популярность среди родителей и учеников. Но пользуется ли спросом другая информация на школьных сайтах? По мнению экспертов, ситуация здесь двоякая. С одной стороны, родители обычно довольствуются тем, что находят на сайтах. С другой стороны, как только предложение увеличивается, оно формирует дальнейший спрос.

«Чем лучше, интереснее, качественнее становится сайт, тем больше учеников и родителей начинают им пользоваться, и тем большего количества информации и возможностей для общения они ожидают. Когда сайт плохой – он неинтересен, желание им пользоваться не возникает, и запрос на информацию не формируется», — пояснила Татьяна Мерцалова.

Поэтому получается, что сайт представляет собой инструмент формирования культуры информационной открытости, которая пока у наших сограждан не достаточно развита. Причем в большей степени это относится к жителям городов и крупных районных центров. По понятным причинам, в сельской местности информация, которую может предоставить школьный сайт, пока гораздо менее востребована.

Тем не менее, современные школы должны быть открыты для родителей и общественности, и сайт является индикатором такой открытости, полагает Александр Аникеев.

«Чем больше вопросов будет обсуждаться на страницах сайта, тем более качественным будет  образование, предоставляемое образовательным учреждением, большим влияние общественности, родителей на работу школы», — отметил он.

Впрочем, это обсуждение необходимо организовать таким образом, чтобы оно было конструктивным и не сводилось к пустым разговорам, добавляют эксперты.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала