Рейтинг@Mail.ru
Ленская: любые реформы образования упираются в подготовку учителей - РИА Новости, 22.04.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор
Ленская: любые реформы образования упираются в подготовку учителей

Ленская: любые реформы образования упираются в подготовку учителей

© Фото : НИУ ВШЭРуководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических и наук Елена Ленская
Руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических и наук Елена Ленская
Одна из конференций международного форума «Евразийский образовательный диалог», прошедшего 17-19 апреля в Ярославле, была посвящена общим проблемам российской и европейской образовательной политики.

Одна из конференций международного форума «Евразийский образовательный диалог», прошедшего 17-19 апреля в Ярославле, была посвящена общим проблемам российской и европейской образовательной политики. О возможных путях их решения в интервью РИА Новости рассуждает декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.

- Елена Анатольевна, как вы оцениваете форум?

— Ярославский форум за два года стал одним из крупнейших событий для образовательного сообщества. Такие встречи полезны именно тем, что на них можно обменяться опытом – как позитивным, так и не очень. Важный итог – вывод о сходстве проблем, с какими сталкиваются системы образования на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза. Тем интереснее решения, принимаемые странами, а они очень разные.

В этом году число участников форума возросло. Это представители 40 регионов России, 20 стран СНГ и Евросоюза. Но ведущие позиции во всех международных исследованиях образования последние 10 лет занимают страны Тихоокеанского региона. А они на форуме представлены не были. Мало было представителей регионов центральной России.

- Какие проблемы, обсужденные на форуме, кажутся вам наиболее значительными?

— Прежде всего, подготовка учителей. Проблема важная, трудно разрешимая. Изменилась роль учителя – с появлением интернета педагог перестал быть главным источником информации для ребенка. Теперь его основная задача – учить учиться. Появились новые требования – работать в современной информационной среде, с детьми, имеющими различные образовательные потребности. Доклады коллег из Евросоюза показывают – учителя к этому не готовы.

У нас ситуация еще более острая. Учителя не просто не готовы к работе в новых условиях. Они считают, что у них все хорошо, и не умеют адекватно оценивать ни себя, ни детей.

Тревожный сигнал для меня – расхождение между школьными оценками и результатами ЕГЭ. Эксперт из Томска на статистических данных своего региона показал, что между результатами ЕГЭ и школьными оценками – обратная корреляция. Это общероссийская проблема: учителя оценивают ребенка, а не результаты его учебы. Они по-прежнему снижают оценки за не соответствующий их представлениям о должном внешний вид или грязь в тетрадях.

В подготовку учителей упираются любые реформы образования. И в России, и в Евросоюзе это понимают и говорят о необходимости изменений содержания педагогического образования. Все согласны, что это содержание должно измениться. Но как – не вполне понятно. Очевидно одно: доля практической подготовки учителей должна возрасти как минимум до 50% их обучения.

Другая важная проблема – дошкольное образование. Оно становится приоритетом во всем мире. В России сейчас обсуждается стандарт дошкольного образования. И здесь очень важно, чтобы узко понимаемая подготовка к школе не вытеснила возможность полноценного проживания детства. В мире разные подходы к раннему развитию детей: англо-саксонская модель уделяет больше внимания образовательным достижениям, скандинавская – социальным навыкам и детской игре. Нам стоит обратить внимание на скандинавскую модель: на конференции представители Евросоюза много говорили о том, что образовательные результаты скандинавских школьников по многим показателям лучшие в Европе. А значит, такая модель закладывает нужный фундамент.

- Обсуждалась и языковая подготовка детей. Так, в Евросоюзе сейчас переходят на изучение в школе трех языков — родного и двух европейских. У нас же в ряде регионов, где, наряду с русским, изучают родной язык, на иностранный порой не остается ни сил, ни времени…

— Это реликт советской педагогики, которая полагала изучение более одного неродного языка в раннем возрасте вредным. Якобы это плохо сказывается на знании родного языка. Согласно исследованиям, это не так: чем больше языков учишь в раннем возрасте, тем лучше знаешь каждый. Концепция трех языков могла бы нам серьезно помочь.

При этом школьники должны развивать навыки общения на языках, успех здесь вполне реален. В Великобритании, к примеру, в ряде школ Уэльса преподают на валлийском языке – это один из последних живых языков кельтской группы, когда его начали изучать в школах, носителей языка почти не оставалось. Но не забывают в школах Уэльса и о хорошем английском и иностранном. Кстати, образовательные результаты школ с валлийским языком обучения выше, чем в школах с обучением на английском. Подлинное двуязычие – это ресурс, а не проблема.

Дело не в том, сколько языков в программе, а в том, как им обучать, на какие результаты ориентироваться. Наши учителя все еще плохо понимают суть коммуникативного подхода, а в нем – залог жизненного успеха  выпускников.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала