Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Эксперт о детях «в виртуале»: интернет стал способом жизни

Дети и подростки постоянно сидят в соцсетях, с необыкновенной скоростью набивают сообщения на смартфонах, знакомятся, расстаются, дружат, ссорятся и мирятся через глобальную сеть. О влиянии интернета на подрастающее поколение рассказал в интервью президент творческого объединения «Юнпресс», доктор педагогических наук Сергей Цымбаленко.

Дети и подростки постоянно сидят в соцсетях, с необыкновенной скоростью набивают сообщения на смартфонах, знакомятся, расстаются, дружат, ссорятся и мирятся через глобальную сеть. О влиянии интернета на подрастающее поколение рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой президент творческого объединения «Юнпресс», исполнительный директор Лиги юных журналистов, доктор педагогических наук Сергей Цымбаленко.

— Сергей Борисович, многие жалуются, что школьники практически живут в интернете и очень редко выныривают из него в реальность.

— В ваших словах явственно ощущается негативная оценка. А почему, собственно говоря? Дети — в интернете, это факт, от него никуда не денешься. Общество перешло к постоянному диалогу, непрерывному общению. Это решительный переход к  коллективному разуму, или ноосфере. Дети первыми шагнули в такое новое состояние общества, они по малейшим вопросам советуются друг с другом, в том числе с помощью социальных сетей, принимают решения вместе.

— Сколько времени подросток проводит «в виртуале»?

— Результаты, полученные научно-исследовательской группой при Лиге юных журналистов и объединении «Юнпресс», показывают: в среднем от трех до пяти часов, в будни меньше. В целом это примерно столько же, сколько занимало бы другое занятие. Если у ребенка сложный, насыщенный день — и секции, и другие интересные занятия, они интернету уделяет меньше времени. Так что запреты «не смей больше получаса проводить в интернете!» — неэффективны, нужно просто создавать иную структуру досуга. Интернет здесь ни при чем.

— А запрещать совсем ничего не надо?

— Нужны правила, ограничения, но главное — усилия в позитивном направлении. Сейчас запрещать — это всё равно, что в безводной пустыне издать законы о том, какую воду пить, какую не пить. У нас качественной «воды» просто нет. Интернет остался единственным каналом, где подросток может найти что-то нужное, полезное, дружелюбное по отношению к себе. На телевидении программы для детей и тем более подростков убраны, на радио тоже мало что для них сделано. «Пионерская правда», журнал «Пионер» существуют, но тираж даже для Москвы мал. Надо ли в таких условиях тратить силы на ограждение от интернета? В этом мы лет на десять опаздываем по сравнению с европейскими странами, с Америкой. Там уже убедились, что запретительные и ограничивающие меры малоэффективны и вызывают только протест. Прививка от протеста — диалог с детьми. Может, запретим детям ходить на улицу, ведь там опасно, могут маньяки подойти, сосулька упасть?.. Никто так не делает, а просто детей учат, как поступать, если возникает опасность. То же самое в интернете: надо не запрещать, а вырабатывать правила и приучать ребят жить по ним.

— Давно ли подростки с головой погрузились в сеть?

— Опросы и беседы показывают: интернет стал массовым в последние три-четыре года. Дети пользуются им не только в школе или в компьютерных центрах. Он пришел в дома, стал для подростков повседневным, независимо от места их жительства — доступный интернет есть даже в небольших селах. Масштаб таков, что мы даже не ожидали. 93% регулярно пользуются глобальной сетью в повседневной жизни, а в городах с населением больше ста тысяч — 96%. Есть небольшая группа тех, кто ответил «не использую интернет» — их 6,6%.

— Это малыши и жители глубинки?

— Есть среди них маленькие дети или те, кто живет в дальних деревнях без интернета, таких меньшинство. Но большинство — пятнадцатилетние в больших городах, где есть все возможности для использования интернета. Мы назвали эту группу протестной. Для них это принципиальная позиция, психологическое несогласие с повальным увлечением всемирной паутиной среди сверстников «нет, я не полезу в интернет, буду в библиотеке получать знания». Иногда это влияние родителей. Но в их ответах на вопрос об источниках получения информации интернет занимает 20%, так что глобальную сеть они все-таки используют. И вот что любопытно: если сравнить ответы этих и остальных ребят на вопросы о досуге, о получении знаний, то оказывается, что те, кто интернетом пользуется не меньше, а, наоборот, больше, общаются со сверстниками, с родителями, интереснее проводят свободное время. А вот группа «без интернета» сильнее увлекается компьютерными играми, так что досуг у них менее качественный.

— А остальные играют меньше?

— Ненамного, но  меньше. Более того: то, что дети в сети в основном играют — распространенный миф. На самом деле развлечения на третьем месте среди целей использования интернета. На первом — общение, интернет как способ построения социальных связей. На втором — использование интернета для решения учебных, информационных задач. Раньше было наоборот, а сейчас общение лидирует.

— Реальное и виртуальное общение — разные вещи.

— Интернет не увел ребят от реального общения, а наоборот, привлек к нему и продолжает привлекать. Тот, кто стесняется, не решается проявить себя в близком окружении или даже отвергнут им, получает дополнительную возможность расширить среду, найти себе других собеседников. Для таких детей интернет — незаменимый помощник. А главное, дети в отличие от нас не делят реальность на виртуальную и на реальную: «ну пока-пока, в интернете продолжим». Виды общения перетекают из одного в другой. В этой единой реальности развиваются коллективистские навыки, которые вроде бы умерли после того, как исчезли единая массовая детская и молодежная организации, стало меньше возможностей заниматься в кружках и секциях.

— Дети сутками пялятся в компьютер или смартфон — это же для здоровья вредно.

— Что значит «пялятся»? Те, у кого есть возможность, постоянно на связи: и на уроке, и на перемене. Но они не сидят, уткнувшись в экран, а просто всегда готовы общаться. Будет сигнал, что кто-то вызывает, ответят; выходят на связь, если что-то им необходимо. Раньше дети столько же, если не больше «пялились» в телевизор. Интернет же не уводит от реальности. Если вы с книжкой сядете в уголок, то от мира отключаетесь, в фильме можно «утонуть», а в интернете все сообща что-то обсуждают: «Я сейчас смотрю такое-то кино. А ты видел?» Интернет стал способом жизни.

 — В интернете намного больше недостоверной информации, чем в традиционных источниках. Сравните Википедию и БСЭ: первая ошибками пестрит.

— Это одна из главных проблем: научить находить качественную информацию. Библиотекари на страже детей в этом отношении: и раньше, и сейчас. Они создают навигационные системы в помощь ребятам, чтобы находить полезное и качественное. Но это общественные инициативы. А могли бы озаботиться этим и провайдеры, разработать подсказки для поиска. Взрослые это освоили, и надо передать ребятам этот опыт.

Другая проблема — систематизация знаний. Пока что подростки не умеют даже систематизировать ярлыки на рабочем столе, грамотно раскладывать их по папочкам и категориям, чтобы потом оперативно использовать. Но дети быстро обучаются и обучают друг друга. Кстати, их не приходится учить технологии: они мгновенно осваивают любую техническую новинку и обучают родителей, бабушек и дедушек. Быстрее детей устройствами овладевают только те, кто занимается их продажей.

— Значит, учить надо навигации и систематизации?

— Не только: еще этике интернет-общения. Как в любом жизненном пространстве, в интернете возможно проявление жестокости, грубости. В Дагестане мы с юными журналистами из небольших городов и аулов обсудили эти проблемы — и они минут за тридцать-сорок создали проект Детской республики в интернете — со своими этическими правилами; пришли к выводу, что нужны модераторы, помощники в их соблюдении. Иногда спорят: интернет — зло или благо? Так же можно спросить: кино — это благо или зло? А телевидение? Книги? Это средства коммуникации, дополняющие друг друга, и сами по себе ни злом, ни добром не являются — всё зависит от того, как их использовать.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала