Рейтинг@Mail.ru
Хокер: о качестве школы можно судить и по качеству туалетов - РИА Новости, 18.04.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Хокер: о качестве школы можно судить и по качеству туалетов

Дэвид Хокер
Дэвид Хокер
Реформа школы, образования — задача, которая была поставлена перед страной еще в середине 80-х и до сих пор остается актуальной. О путях изменения образовательной системы в России и в мире рассказал РИА Новости эксперт в области реформирования и оценки качества образования, профессор Педагогического колледжа (Лондон, Великобритания) Дэвид Хокер.

Реформа школы, образования — задача, которая была поставлена перед страной еще в середине 80-х и до сих пор остается актуальной. О путях изменения образовательной системы в России и в мире рассказал РИА Новости эксперт в области реформирования и оценки качества образования, профессор Педагогического колледжа (Лондон, Великобритания) Дэвид Хокер.

— Дэвид, в России изменения в образовании происходят на глазах. А в мире?

— И в других странах мира тоже. Мы живем в очень интересное время: оно ставит перед нами большие проблемы, но это открывает огромное количество возможностей обеспечивать перемены в интересах будущего. Главное, чтобы мы смогли стать лидерами перемен. Ведь почему мы стремимся к реформированию образовательной системы? Чтобы создать воистину могучую силу, ведущую к социальным изменениям — к развитию общества, человечества.

— Как образование может справиться с этой задачей?

— Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно дать ответы на несколько других: как создать образовательную систему, которая была бы лидером экономического развития страны? Которая была бы основана на таких ценностях, как равенство, беспристрастность и высокое качество? Как мы сможем объединять новые знания с тем, что является багажом человечества и должно передаваться следующим поколениям? Как объединить новые и традиционные навыки, которыми должен обладать каждый человек? Как добиться того, чтобы в образовательных учреждениях не потерялось умение самостоятельно критически мыслить, быть творческим человеком? Наконец, как наша образовательная система будет способствовать воспитанию настоящего гражданина и человека?

— Глобально…

— Да, но важно заниматься не только стратегией. Нужно очень внимательно относиться к каждому ребенку, к каждому преподавателю, к каждой семье, к каждому уроку. Мелочи в школьной жизни на самом деле не являются мелочами. Вот, например, туалеты: это очень важный элемент, показывающий, заботится школа о своих учениках или нет. Мне кажется, что о качестве школы можно судить по качеству туалетов в ней. Это не шутка. Любой лидер, который заботится о людях, которыми он руководит, должен заботиться обо всех аспектах их жизни. Такие мелочи объединяются в большую картину, в общую стратегию. Чтобы система двигалась вперед, надо иметь сценарий модернизации с вкраплениями инноваций, которые бы позволили продвигать модернизацию дальше, вперед.

— Какие лидеры необходимы образовательной системе?

— Хорошие руководители школы мыслят стратегически. Они понимают людей и способствуют их профессиональному развитию, они способны переформатировать свои организации и знают, как сформулировать программы обучения. Эти качества необходимы — и мы должны обеспечить их развитие и в лидерах будущего поколения. Еще одна важная характеристика лидеров: это то, как они думают. Самые успешные руководители школ открыты новому: они готовы учиться у других, они мыслят гибко, они привержены базовым ценностям, они упорно работают ради достижения своих целей — например, в достижении высоких стандартов обучения, в мотивации своих учителей. И самое главное, в том, чтобы постоянно приобретать новые знания, новый опыт, постоянно учиться. Хорошие лидеры всегда смотрят в будущее, думают о завтрашнем проекте, они всегда преследуют какие-то новые ценности и идеалы. А главное, они могут заразить своим оптимизмом и других.

— Было бы замечательно, если бы каждый директор школы или чиновник был таким.

— Разумеется, ведь именно эти люди могут вдохновить на подвиги. Что же сделать, чтобы воспитать эти качества? Нужно найти способ переноса того, что происходит в лучших школах, на всю систему. То есть думать не об одной школе, а о том, как распространить опыт лучших. Много говорят сейчас о командной работе, о клубах, о том, как школы работают друг с другом, об общих стандартах, о необходимости учиться на опыте других, о том, что нужно ломать барьеры между школами, о том, как лучшие учителя обеспечивают свое профессиональное развитие, учась у других учителей. Учителя — это сообщество людей, которые постоянно учатся. Как же добиться того, чтобы все школы, скажем, в одном регионе стали замечательно, одинаково хороши? Чтобы каждый учитель хорошо учил, а каждый ученик хорошо учился? В Великобритании мы озаботились этим. В частности, предложили, чтобы хорошие школы активно работали со всеми остальными школами по соседству, распространяя опыт и повышая качество преподавания в системе.

— Это реальная задача?

— Думаю, да. Лучшие учителя — выдающиеся люди. Они дают хорошие уроки, у них хорошие отношения с родителями, у них все дети хорошо учатся, у них прекрасный дополнительный материал. Они отлично знают свой предмет. Но, допустим, 25% учителей обладают такими качествами. Как добиться того, чтобы все 100% стали такими? Лучшие — это те, кто тратил время для того, чтобы в формальных и неформальных группах развивать мастерство: учиться друг у друга.

— А как добиться, чтобы каждый ребенок учился хорошо?

— То же самое, как ни странно: чтобы ученики хорошо учились, надо обеспечить им возможность учиться друг у друга, а не только у учителя. Эта коллективная работа, коллективная учеба способствует распространению качества образования, его совершенствованию. Теперь мы знаем из нашего опыта, что если управлять командным образом, то система не работает.

— Почему же? В течение веков и десятилетий управляли именно так: сказал — сделал, распорядился — выполнил.

— Исторически система была такой, но она не совершенствовала положение вещей. Учителя и дети на самом деле не получали вдохновения от такого подхода. Они не чувствовали, что они включены в процесс, не принимали участия в принятии решений. До сих пор так бывает: «Ну, что делать будем?» — «А вы мне скажите: что нужно сделать. Вы ведь профессионалы. Если вы хотите, то я сделаю». Но у человека должны быть свои профессиональные потребности, собственный опыт, он должен быть профессионально зрелым. Так что не надо думать, как командовать и контролировать. Есть технологии, которые заставляют людей чему-то научиться.

— Какие?

— У каждого преподавателя — определенный набор инструментария. Если он успешный практик, то он успешно его использует. Работа преподавателя — это на самом деле искусство. Некоторые остаются ремесленниками, а другие становятся настоящими художниками. Мы пришли к выводу, что надо распространять четкие стандарты, лучшие практики. Я работал в Сербии и попросил там руководителей описать, что должен делает хороший преподаватель. Обобщение и привело нас к пониманию профессионального стандарта. Рекомендую такой подход, потому что он основан на практике. Он не отрицает, что нужно знать и теорию — некоторые исследования в этой области, но руководствоваться надо практикой. Кроме того, руководитель должен показывать пример, демонстрировать процесс обучения в своей работе, свою траекторию саморазвития. Такой лидер сможет действительно воодушевлять и вдохновлять. Это очень хорошо работает в Британии. Нужно распространять отличные практики и ставить друг другу проблемы, делать вызовы.

— Как?

— Нужно обеспечить такие мотивирующие факторы, которые бы заставили людей стремиться к повышению качества. Может быть, разработать систему повышения квалификации для руководителей: создать сеть обмена лучшими практиками и опытом. Но только место, где учат руководителей, должно обладать определенной степенью независимости; не нужно вала регулирующих документов, инспекций. Иначе эти инспекции просто убьют саму идею. У людей должна быть возможность собираться, в безопасной среде обсуждать проблемы, ставить задачи для решения. А главное — систематизировать те идеи, которые воодушевляют людей.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала