Рейтинг@Mail.ru
Агранович: нагрузка российских учителей одна из самых низких в мире - Социальный навигатор РИА Новости, 26.03.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Агранович: нагрузка российских учителей одна из самых низких в мире

Утверждения, что учителей в российских школах не хватает, что среди них много пенсионеров, давно стали привычными. При этом анализ статистики показывает, что в действительности обеспеченность кадрами в сфере образования сильно различается в разных регионах и в разных предметных областях.

Утверждения, что учителей в российских школах не хватает, что среди них много пенсионеров, давно стали привычными — как и призывы срочно омолодить учительский корпус и подготовить как можно больше педагогических кадров, чтобы предотвратить кадровый коллапс. При этом анализ статистики показывает, что в действительности обеспеченность кадрами в сфере образования сильно различается в разных регионах и в разных предметных областях. О том, какие выводы позволяет сделать статистика и каковы пути реформирования в подготовке педагогических кадров, рассказал корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО) Марк Агранович.

- Марк Львович, реформа педагогического образования – тема модная?

— Не просто модная, но и одна из самых острых, важных. Подготовкой педагогических кадров в стране занимаются 167 вузов – это почти треть от общего количества высших учебных заведений в России. В их числе 48 педагогических и 119 классических университетов. Подготовка осуществляется во всех субъектах Федерации, за исключением Ленинградской области и Чукотки. В 2011 году они выпустили 105 тысяч специалистов с высшим педагогическим образованием. Это 9 процентов от общего количества выпускников российских вузов. Кроме этого, ежегодно 40 тысяч человек оканчивают педагогические колледжи. Из них почти две трети – учителя-предметники и одна треть – педагоги других специальностей: дефектологи, логопеды и так далее.  В последние годы растет доля непедагогических специальностей в общем количестве первокурсников педвузов: набор не-учителей превышает выпуск.

- Но учителей-то будущих тоже много?

— Слова «много» и «мало» имеют смысл в сравнении с чем-либо. Вот если сопоставить количество выпускников с количеством уже работающих учителей в разных регионах, то увидим: на одного выпускника в Уральском округе приходится примерно девять действующих учителей. В Северокавказском их существенно меньше. В Еврейской автономной области один выпускник приходится на трех работающих учителей, иными словами, каждый год можно обновлять педагогической корпус на треть. Это, мягко говоря,  перебор.

Можно и по-другому взглянуть на проблему: сравнить количество выпускников той или иной специальности с распределением предметов в школьном плане. Вот что получается: доля выпускников с дипломом учителя физкультуры в два раза больше, чем доля часов по этому предмету в базисном учебным плане.  Математиков, наоборот, выпускается намного меньше, чем составляет доля математики в БУП. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) занимают в учебном плане менее трех процентов, однако преподавателей этого предмета среди выпускников наших педвузов почти пять процентов.

- Сколько же учителей надо готовить?

— Сложный вопрос. К сожалению, в статистике нет данных о том, сколько новых учителей пришло в этом году в школу из институтов. Поэтому, чтобы дать примерную оценку тому, сколько выпускников вуза пришло в школу, нам пришлось делать оценку по двум характеристикам. Первая – это численность учителей со стажем менее двух лет. И вторая – это численность учителей в возрасте до двадцати пяти лет. Получилось, что примерно 27 тысяч молодых учителей (и это еще максимально завышенная оценка) каждый год приходят после института или колледжа в школу. Есть еще около 8 тысяч вакансий, эта цифра довольно устойчива и сильно от году к году не меняется. Таким образом, годовая потребность в учителях составляет примерно – 35 тысяч.  Однако выпускается ежегодно 145 тысяч, из них 100 тысяч учителей. Значит, мы каждый год выпускаем в три раза больше, чем вообще необходимо.

- Может быть, если бы нагрузку на учителя сократили, желающих работать в школе стало бы больше?

— Давайте сравним, сколько работают учителя в России и в других странах – по данным международных исследований. Вы удивитесь, но академическая нагрузка российских учителей одна из самых низких в мире – среди шести десятков стран, относительно которых имеются достоверные и сопоставимые статистические данные: это все страны ОЭСР и ряд развивающихся стран Латинской Америки и Азии. Страны Африки практически не входят в это число. Так вот: если говорить об академических часах, то есть о количестве часов, которые учитель проводит в классе в учебном году, то у российского учителя оно существенно ниже, чем везде.

- Там, может быть, классы меньше, и поэтому легче готовиться, меньше тетрадей проверять?

— Что ж, давайте посмотрим на численность учащихся. В начальной школе у нас на одного учителя приходится больше учеников, чем в среднем в мире. Но уже в средней школе ситуация переворачивается: в России на одного учителя приходится существенно меньше учеников, чем в других странах. Что касается количества учеников, то в нашей стране средняя наполненность класса наименьшая среди всех.

- Так это, наверное, средняя температура по больнице? В сельских школах бывает и по одному-два человека в классе.

— Дело не только в этом. Если сравнить со странами, сопоставимыми с нами по дисперсности расселения, по доле сельских учеников, в частности, с Канадой или с Бразилией, то и тут мы увидим: наши классы меньше.

- Нагрузка учителя – это на одну ставку? А учителя ведь ведут по две, а то и больше.

— И это тоже не так. Мы долго думали, что у нас учителя сильно перегружены, что они работают на полторы ставки и более. Но мы провели расчеты: исходя из  количества часов по базисному учебному плану, среднего размера класса рассчитывали количество часов на класс, общую нагрузку в год, в неделю, делили на количество учителей. И выяснилось, что учителя действительно были сильно перегружены, но… в 2005 году: они вели в среднем по полторы ставки. В 2011 году средняя загруженность снизилась до 1,16 ставки – то есть чуть выше, чем одна. Возможно, это понижение связано с ростом заработной платы.

Так что не стоит рассчитывать на то, что, открыв дополнительные вакансии, можно высвободить учителей от некой перегрузки и дать им возможность размышлять, работать над собой, заниматься самообразованием. Такой возможности, на мой взгляд, не предвидится.

- Другие исследования показывают, что средний возраст школьных учителей высокий, велика доля пенсионеров.  Да и количество школьников в ближайшие годы может ощутимо увеличиться.

— Даже более того: если не будут приняты экономические, административные меры, то, скорее всего, доля учителей пенсионного возраста будет расти. Что касается прироста количества детей, то пока что он в основном связан с начальной школой. Число старшеклассников будет сокращаться еще несколько лет. Но дело не в этом. Проблема не в том, что в педвузах недостаточно студентов (их, как мы видим, в несколько раз больше чем достаточно), а в том, что в школу приходит катастрофически мало молодых учителей (и это не связано с количеством студентов, выпускников). Не меньшая, если не еще большая проблема – то, что пришедшие из вузов в школу молодые учителя  уходят из через год или два. Возможно, связано это с тем, что школы не готовы их принять, помочь адаптироваться.

- Где же выход?

— Нужна реформа педагогического образования, но прежде чем приступать к ней, нужно многое понять. В государстве налицо абсолютно избыточная система производства кадров: их ежегодная подготовка в три раза превышает потребности. Прежде чем реформировать, надо, видимо, как-то ее сужать. Один из вариантов, который сейчас обсуждается, – это введение бакалавриата, безотносительного к педагогическому образованию. Уже после него человек мог бы в течение года или двух проходить специализацию по педагогике – и вот на этом этапе можно регулировать и  структуру, и планируемое количество выпускников.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала