Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Александр Гезалов: нужно ремонтировать не здание, а систему

© Фото : из личного архива А. ГезаловаАлександр Гезалов, член Общественной палаты
Александр Гезалов, член Общественной палаты
Новый закон "Об образовании" вводит "правило одного вуза" для льготников, в том числе и для сирот. О том, как повлияет эта инициатива на жизнь и образование детей, оставшихся без родителей, размышляет эксперт, член Общественной палаты Александр Гезалов.

В сентябре 2013 года вступает в силу закон "Об образовании", который, в частности, устанавливает "правило одного вуза" для льготных категорий абитуриентов, включая сирот. Теперь льготники смогут воспользоваться преимущественным правом поступления в вуз только один раз. О том, как повлияет эта инициатива на жизнь и образование детей, оставшихся без родителей, размышляет эксперт, член Общественной палаты Александр Гезалов.

Осенью вступит в силу закон, который лишает детей-сирот первоочередной возможности поступить в высшие учебные заведения. Не знаю, какими мотивами пользовались законодатели, но, на мой взгляд, в общественном  сознании сохраняется определенный перекос: сироты — это только те, кто живет в детских домах.

При этом, случайно или нет, мы забываем, что есть и приемные родители, которые взяли детей, поживших в системе и уже утративших образовательные навыки, в свои семьи. Как раз этим родителям было бы весьма важно подтянуть ребенка до минимального уровня и устроить его в высшее учебное заведение. Есть сироты, которые учатся хорошо, но не имеют привычного блата и протежирования. Чаще всего они живут в приемных семьях. Мне известны детские дома, из которых почти 80% сирот поступают в вузы, потому что это нужно и коллективу учреждений, и самому детскому дому.

Понятно, что дети-сироты, которые живут в детдомах и интернатах, нередко теряют всякое желание учиться, что влечет за собой плавный переход в ПТУ: еще долго они будут под опекой государства и смогут отсидеть в ПТУ целых шесть лет, пройдя по "обменной программе ничегонеделанья". В ПТУ они часто рожают, ведь есть время быть свободными от обязательств. Через некоторое время, если не сделают аборт, что у них бывает довольно часто, бросают учебу, и ищи-свищи их потом.

Бесполезные подарки

Безусловно, вопрос образования сирот системный. Сироты посещают те же школы, что и дети из семей, только у семейных есть мотивация учиться, а у сирот она отходит на задний план, когда основной упор делается на добывание ресурсов из среды.

На днях вычитал на сайте одной добровольческой структуры, что их задача — каждый месяц дарить сиротам новые айфоны, чтобы подсластить и так приторное детство. После подобных подношений никакой нормальный ребенок не захочет получать знания: он увидит, что и без них можно жить весьма неплохо.

Есть движения, которые помогают сиротам получать знания вне системы, вытаскивая их из учреждений в свои коучинговые центры. Так добровольцы дискредитируют общую систему подготовки сирот к будущей жизни, если не сказать грубее — паразитируют на проблеме системы, не предлагая ничего комплексного.

Сироты не ходят в обычную школу, их спецрейсами возят в центры обучения, где, безусловно, учат. Но дальнейшая жизнь сирот будет состоять из соприкосновений с новыми образовательными системами, где они будут искать возможность ничего не делать. Статус к этому располагает.

Вверх или вниз?

Чтобы растить сироту в созидательном ключе, необходимы новые стандарты работы как самих учреждений, так и всех, кто контактирует с детьми. Нужно ремонтировать не здание, а систему, чтобы из нее выходил выпускник, за которого не страшно. Тогда он будет способен сам поступить в вуз, обустроить быт, создать семью, родить и воспитать детей.

А пока принятый закон больше ударил по приемным семьям, ведь семья тянет своих детей вверх по образовательной лестнице и желает, чтобы они шли в систему высшего образования, гарантирующего хорошую работу и впоследствии высокую зарплату. Закон ударил по тем, кто в новой реальности хочет и может развиваться и расти.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Логистика фудшеринга: продукты для малоимущих доставят НКО и соцзащитаМИА "Россия сегодня" запускает медиалабораторию в ВДЦ "Орленок" В Минпросвещения прокомментировали обновленные ФГОССенатор: власть должна двигаться с молодежью в одном направленииЭксперт: молодежь активно интересуется будущим бизнеса в странеВ Москве пройдет пятый Медиафорум этнических и региональных СМИВ России необходимо улучшить подготовку специалистов, заявил ПутинКравцов рассказал о проблемах лишней отчетности у учителей в регионах Кравцов заявил, что на базе колледжей создадут программы профориентацииКравцов: важно обеспечить детям равный доступ к качественному образованиюВ Москве подвели итоги школьного этапа ВОШВ МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностьюВасильева рассказала об исследованиях Российской академии образованияВ Минпросвещения уточнили требования к преподаванию математики в школахБолее 66 тысяч выпускников московских школ напишут итоговое сочинениеШкольники и студенты Тюменской области вернутся к очному обучению 22 ноябряСтартовал финал "Большой перемены" для студентов колледжейРоссия и Китай будут развивать проекты дополнительного образованияПодарок ангелу: четырнадцатилетнюю девочку спасет операция на позвоночникеВ Минпросвещения рассказали, как выбрать допобразование для детей