С 17 по 19 апреля в Ярославле пройдет международный форум «Евразийский образовательный диалог». Среди его учредителей — Минобрнауки России, Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Российская академия образования (РАО). Эксперты со всего мира будут обсуждать вопросы стратегического развития школьного образования. О наиболее интересных темах предстоящего форума в интервью РИА Новости рассказал вице-президент РАО Виктор Болотов.
- Виктор Александрович, в апреле прошлого года международный образовательный форум состоялся в Ярославле впервые. Каковы были его основные выводы?
— Наиболее значимый вывод – о том, что основные проблемы и вызовы, с которыми сталкивается образование во всем мире, примерно одинаковы. А это значит, что для поиска собственных решений хорошо бы посмотреть, как решают эти проблемы соседи. Ярославский форум позволил российскому образовательному сообществу это сделать.
Во всем мире школа перестает быть основным источником информации для ребенка. В лучшем случае она помогает школьнику находить интересующие его знания, в худшем случае превращается в место «тусовки», где дети по большому счету тратят время попусту. Везде в таких школах авторитет учителя ставится под вопрос. Сейчас всю необходимую информацию можно получить из интернета. Учителя оказываются в новом для них положении, когда они из «транслятора» абсолютного знания превращаются в «организатора» получения нового знания и вынуждены доказывать детям и их родителям, почему следует обращаться именно к ним – при наличии множества других источников.
Другая общемировая тенденция – отсутствие у детей свободного времени. И у нас, и во многих других странах дети жалуются, что родители пытаются, помимо школы, отправить их во множество секций – от музыкальных до боксерских. В результате ребятам «некогда жить». Ответом может быть сокращение обязательной школьной программы и развитие дистанционных форм обучения, когда часть занятий будет проходить на дому, в более свободном режиме.
- Какие доклады и конференции, на ваш взгляд, будут наиболее интересны на форуме в этом году? Кто из экспертов примет в нем участие?
— Мне представляется очень интересным, что скажут специалисты по праву в области образования. В этом году в Ярославль приедет целая команда юристов, а право в области образования – очень тонкая материя, здесь множество проблем. В частности, приедут зарубежные ученые, которые выступали экспертами относительно нашего первого закона об образовании в 1992 году. Интересно, что они скажут по поводу нашего нового закона.
На форуме предполагается организовать дискуссию школьников и педагогов. Это новый формат работы для любых конференций на тему образования в России. Дети расскажут, что им нравится в образовании, что не нравится, смогут задать вопросы. Вести дискуссию будут Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, и директор Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский.
Одна из конференций на форуме будет посвящена неформальному образованию, то есть получению детьми образования вне школы. Ученые из разных стран представят здесь свои модели.
Очевидно, зарубежным коллегам будет интересно узнать о российских исследованиях и решениях. Прошлый форум показал, что российские решения являются зачастую более универсальными, чем многие другие. Показательно, что в Казахстане, где за прошедшие двадцать лет было сделано многое для того, чтобы отдалить свое школьное образование от, условно говоря, «советского» и приблизить его к «англо-американскому», тем не менее с большим интересом изучают наше образовательное право.
Большой интерес к российскому образованию проявляют и в Белоруссии — результаты своей работы на форуме представят белорусские коллеги.
- Одна из конференций в рамках форума будет посвящена математическому образованию. Чем вызван особый к нему интерес?
— Предполагается, что на Ярославском форуме будет представлен проект Концепции математического образования. Работу по созданию концепции возглавляет ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов. Пока сложно говорить о конечном тексте документа, но в разработках коллег мне представляется наиболее интересной тема математического образования для отстающих.
Наша математическая школа всегда была и остается сильной, если говорить о лидерах. Наши дети всегда хорошо выступали на международных олимпиадах. Однако во всем мире все чаще встает вопрос о том, как учить математике детей, которые не проявляют способностей в этой сфере, и как работать с теми, кто не усвоил определенную часть материала и из-за этого не может освоить новые знания. Что делать с семиклассниками, которые не умеют складывать дроби? Знание математики, как и знание родного языка – залог успеха в образовании. Это тоже мировая тенденция. Однако если проблемы с изучением русского языка и, допустим, немецкого – разные, то проблемы изучения математики везде похожи. Так что новая концепция математического образования наверняка вызовет на форуме большой резонанс.
Подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости