Рейтинг@Mail.ru
Макаров: врачу должна быть доступна предыдущая история пациента - РИА Новости, 07.03.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Макаров: врачу должна быть доступна предыдущая история пациента

© фото из личного архиваВладимир Макаров
Владимир Макаров
Во многих регионах уже работают системы электронной записи к врачу, электронная медицинская документация и другие элементы информатизации здравоохранения. В частности, в Москве записаться к терапевту или другому специалисту можно не только при личном визите в регистратуру, но также по телефону или через интернет.

Во многих регионах уже работают системы электронной записи к врачу, электронная медицинская документация и другие элементы информатизации здравоохранения. В частности, в Москве записаться к терапевту или другому специалисту можно не только при личном визите в регистратуру, но также по телефону или через интернет. О возможностях Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) рассказал корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой заместитель руководителя департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров.

— Владимир Владимирович, сложно ли охватить поликлиники и больницы мегаполиса электронной сетью?

— Во-первых, это две разные задачи. Медицинские учреждения делятся на две группы: стационары и амбулаторно-поликлинические учреждения. Разница очевидна. В стационаре можно зафиксировать начало оказания медицинской помощи и окончание. То есть пациент поступил с определенным диагнозом, проведено лечение — и его выписали. В поликлинике человека ведут всю жизнь, его медицинская история не прекращается. Даже если он переезжает в другое место, меняет работу, прикрепляется к другой поликлинике, врачу должна быть доступна его предыдущая история. Кроме того, деятельность поликлиник во многом унифицирована, чего не скажешь о стационарах, каждый из которых, особенно в Москве, — самостоятельное большое «государство». НИИ скорой помощи имени Склифосовского, Первая градская, клиника Рошаля — специфические учреждения, в которых совершенно по-разному устроены процессы, их нельзя «под одну гребенку».

Вот почему для поликлиник города мы делаем единую централизованную информационную систему, а в стационарах путь другой: там разворачиваются локальные системы, адаптированные под специфику и потребности каждой конкретной клиники. Но те их части, которые необходимы для управления отраслью в целом и для обеспечения непрерывности лечебного процесса после выписки или при поступлении, должны быть интегрированы с общегородской системой.

— Эта система — «электронная регистратура»?

— Журналисты почему-то любят ее так называть, хотя на самом деле ЕМИАС состоит из многих сервисов. Система управления потоками пациентов (видимая ее часть — запись к врачу) — только один из них. Второй сервис — система интегрированной медицинской информации. Это, по сути, амбулаторная карта больного в электронном виде. Еще имеются системы персонифицированного учета и управления медицинскими регистрами. Когда человек проходит медкомиссию, например, для получения водительского удостоверения, ему нужно собрать много справок: что он не состоит на учете в таком-то диспансере, в таком-то и в таком-то. Не стоит на диспансерном учете, значит, не включен в перечень больных, страдающих той или иной группой заболеваний. ЕМИАС призвана обеспечивать единство ведения этого регистра, так что по разным диспансерам за справками бегать больше не придется. Входит в комплекс и система консолидированного управленческого учета — «облачная» бухгалтерия, одна на все амбулаторно-поликлинические организации.

— Для населения все-таки особенно важна возможность записаться к врачу, не выстаивая очередей.

— Чтобы очередей не было, нужно не только облегчить запись к врачу и вести электронное расписание, но и комплексно управлять потоками пациентов, перераспределяя их, если нужно. Для этого нужно учесть ресурсы системы здравоохранения — врачей, кабинеты, оборудование, а потом сбалансировать нагрузку на них. Сейчас департамент здравоохранения города Москвы создает амбулаторно-поликлинические кластеры, объединяя по несколько поликлиник. В каждой из них есть, скажем, ЛОР-врач и окулист. Если в одной поликлинике окулист заболел, то поток его пациентов перераспределяется между другими врачами в соответствии с их возможностями. Для этого необходимо оценить текущую нагрузку этих врачей. С другой стороны, учет ресурсов может показать, что в кластере из пяти поликлиник нет смысла иметь пять окулистов или урологов: может быть, достаточно четырех. Тогда в зависимости от потребностей, от текущей нагрузки врач Иванов полдня сегодня принимает в этой поликлинике, завтра целый день принимает в другой, а послезавтра  — полдня в третьей, и ни одна из них не будет вынуждена оформлять специалиста на четверть ставки или на полставки.

— Сколько поликлиник сейчас работают в единой информационной системе?

— Система управления потоками пациентов действует в 505 государственных учреждениях здравоохранения города: поликлиниках, в том числе стоматологических, диспансерах, медико-санитарных частях, женских консультациях. Среди поликлиник исключение составляют закрытые на капремонт, а также две поликлиники — 220-я и 174-я, в которых ранее были созданы собственные информационные системы. Во всех остальных приходилось начинать с нуля: строить сети, розетки, покупать и монтировать вычислительную технику, обучать врачей, обеспечивать внедрение, запуск, ведение расписания… Всю эту огромную работу мы проделали за год. В будущем мы рассчитываем на подключение к системе ведомственных и частных поликлиник.

— Информация из бумажных амбулаторных карт будет перенесена в электронные?

— Полный перенос не целесообразен, так как тотальное сканирование и распознавание потребовало бы длительного времени и десятков миллиардов рублей. Но ключевые сведения о пациенте — о прививках, хронических заболеваниях, диспансерном учете, переносимости лекарств, аллергии — будут внесены в электронную карту. Более широкие сведения из карты будут переноситься в отношении пациентов, страдающих хроническими заболеваниями.  Бумажная же карта будет храниться в архиве, и ее всегда можно запросить и посмотреть, если понадобится.

— Пациент записался и не пришел. Его как-то накажут?

— Раньше, после того как придешь к пяти утра в поликлинику, выстоишь очередь, отвоюешь заветный талончик, было немыслимо не прийти на прием. Автоматизировав эти процессы, создав круглосуточные колл-центры, интернет-запись, разрабатывая мобильные приложения, мы сделали сервис легким, и возникла проблема посещаемости. При этом отменить запись, если изменились обстоятельства, можно легко: по телефону или воспользовавшись тем же мобильным приложением. Расписание у докторов плотное, так что пациент, не явившийся на прием, фактически лишает кого-то другого возможности посетить врача. Вот почему мы планируем отключать дистанционные каналы записи тем неорганизованным людям, кто не явился на прием пять раз. Им придется снова записываться приходя в поликлинику лично.

— Обратная ситуация: человек записался, отпросился с работы, поднялся к кабинету врача — и увидел запертую дверь. В регистратуре объясняют, что у доктора вчера поменялось расписание и никакой ответственности поликлиника не несет.

— Слово «электронная» в названии бизнес-процесса ничего в нем кардинально не меняет. Если вы запишетесь в парикмахерскую, придете туда, а мастера нет, и вам не позвонили и не предупредили, то вы потом в эту парикмахерскую не пойдете. Точно так же и поликлиника должна сообщать пациентам об изменениях в расписании, и тут неважно, каким именно способом записываются в нее люди на прием. И если там плохой администратор, который не в состоянии справиться с не самой сложной задачей, чтобы доктор не уходил в то время, когда у него записаны пациенты, и чтобы пациентов предварительно предупреждали о болезни врача или других обстоятельствах, то, видимо, администратора надо менять.
Нас не устраивает не только закрытая дверь кабинета и то, что врача нет на работе, а даже то, что разрыв между временем записи и временем приема будет составлять больше 30 минут — централизованная система позволяет это отследить.

— Все ли устраивает пациентов в работе новой электронной системы?

— Жалобы есть, но их немного: несколько сотен на 13 миллионов обращений. Связаны они и с техническими проблемами, и с тем, что в «час пик» — около 9 утра — приходится долго ждать ответа оператора колл-центра. Люди не очень довольны тем, что департамент здравоохранения города Москвы запретил самостоятельную запись на прием к узким специалистам. Вы можете сами записаться к терапевту или педиатру, стоматологу, хирургу, гинекологу, урологу, офтальмологу и отоларингологу. Ко всем остальным специалистам (если только вы не стоите у них на диспансерном учете) вас может направить только ваш лечащий врач. Так делают во всех цивилизованных странах.

— Будет ли опыт Москвы распространяться по всей России? Ведь все региональные медицинские инфосистемы должны быть интегрированы в общероссийскую — ЕГИС-Здрав?

— Да, и мы уже интегрировались с ней. Необходимость этого не означает, что всё везде должно быть одинаковое, общее. Мы можем, если надо, поделиться опытом, но надо понимать, что наша система применима для субъектов федерации с большим количеством и высокой плотностью населения, с широкой сетью медучреждений. Она подойдет для мегаполисов, но вряд ли окажется полезной на Крайнем Севере или в горах Кавказа. В каждом регионе система должна быть адаптирована под его специфику, его параметры оказания медицинской помощи.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала