Рейтинг@Mail.ru
Кирилл Васильев: Умение решать проблемы – в остром дефиците у россиян - РИА Новости, 05.03.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Кирилл Васильев: Умение решать проблемы – в остром дефиците у россиян

© Flickr / Victor1558Женщина на кухне за работой
Женщина на кухне за работой
Навыки российских работников неадекватны потребностям работодателей, и эта проблема сегодня стала одним из главных препятствий для развития отечественных компаний, утверждают исследователи из Всемирного банка и Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ (ЛИРТ НИУ ВШЭ).

Навыки российских работников неадекватны потребностям работодателей, и эта проблема сегодня стала одним из главных препятствий для развития отечественных компаний, утверждают исследователи из Всемирного банка и Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ (ЛИРТ НИУ ВШЭ). Каких конкретно навыков не хватает россиянам? И как можно решить эту проблему? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости ответил специалист по образованию, руководитель проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка Кирилл Васильев.

- Кирилл Борисович, Ваше исследование посвящено изучению несоответствия  навыков работников потребностям рынка труда в нашей стране. Считаете ли вы, что эта проблема сегодня препятствует развитию отечественных компаний?

— Действительно, раз в 2-3 года Всемирный банк проводит международное исследование различных преград для роста, с которыми сталкивается бизнес в разных странах – исследование BEEPS. Три последних исследования показали, что в России проблема нехватки адекватных навыков, компетентностей  входит в тройку ключевых проблем, препятствующих росту компаний, идя рядом с коррупцией и проблемами налогообложения, и опережая проблемы доступа к финансам, энергии и земле.

Мы решили разобраться в этой проблеме, понять, что значит, что навыков не хватает? Какие именно навыки в дефиците? Какие компании  испытывают наибольшую нехватку? В чем причины? Совместно с ЛИРТ НИУ ВШЭ мы провели специальное масштабное  обследование спроса и предложения навыков в России.

Результаты показали всю остроту проблемы. Мы увидели, что дефицит неоднороден — работникам не хватает разных навыков и компетенций. Другими словами, в нашем исследовании мы смогли разложить этот дефицит на составляющие. Так, на поверхности лежит нехватка узкопрофессиональных навыков, навыков специфичных для конкретной профессии —работодателю несложно заметить, что, условно говоря, бухгалтеру не хватает навыков бухучета.

Но проблема на этом не заканчивается — дефицит нескольких групп навыков не так очевиден на первый взгляд. Работодателям остро не хватает  когнитивных (познавательных) навыков высокого порядка и социальных навыков. Современное рабочее место требует от рабочего, специалиста, руководителя способностей решать проблемы, работать в группе и самостоятельно, эффективно взаимодействовать с коллегами. Эти навыки активно задействованы в производственном процессе, работодатели ищут их при найме сотрудников, и признают, что восполнить такой дефицит довольно сложно.

Особо остро стоит проблема нехватки таких социальных  и сложных когнитивных навыков среди инновационных фирм. Такие компании могут позволить себе заплатить достойную зарплату работнику, но все равно не могут закрыть потребность в навыках.  Таким образом, нехватка адекватных навыков и компетентностей существенным образом ограничивает потенциал инновационного роста нашей экономики.

- Какие навыки хуже всего развиты у отечественных работников, а какие – лучше?

— Работники бывают разные. В нашем обследовании мы смотрели на три крупные группы занятого населения — рабочие, специалисты, руководители. Конечно, дефицит навыков для этих трех ключевых групп различается. Хотя есть и общие проблемы — нехватка такого навыка, как умение решать проблемы, актуальна для всех.

Для рабочих, например, очень остро стоит проблема добросовестности наряду с нехваткой чисто профессиональных навыков.

У специалистов неплохо обстоят дела со знанием иностранного языка и основ компьютерной грамотности. Но как только речь заходит о более сложных когнитивных навыках, здесь начинаются провалы.

Руководителям зачастую не хватает лидерских качеств, умения решать нестандартные задачи. Отдельное значение работодатели при приеме на работу придают личным связям руководителя.

- Вы сказали о том, что работникам всех категорий не хватает умения решать проблемы. На каком этапе жизненного пути формируется этот навык, и можно ли ему научить?

— Большинство навыков формируется в раннем возрасте, зачастую до прихода ребенка в школу. Международные исследования показывают очень высокую эффективность инвестиций в ранее развитие детей.

В более взрослом возрасте, однако, также можно развивать  способности решать проблемы, работать в группе, эффективно общаться. Развитие таких навыков происходит через встраивание специальной деятельности в образовательный процесс – проведение самостоятельных и групповых исследований, решение практических задач, работу в группе, обсуждение проблем и совместный поиск решений. У взрослых формировать такие навыки, конечно, сложнее, но и это возможно.

- Насколько система среднего образования готова сегодня к постановке и решению этой задачи?

— Результаты российских школьников в международном исследовании  функциональной грамотности PISA, к сожалению, невысоки, наши 15-летние учащиеся уступают многим своим сверстникам из стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). А PISA замеряет в том числе такой навык, как умение решать проблемы.

- Означает ли это, что нужно корректировать учебные программы, внедрять в них задания, которые помогли бы развитию умения решать проблемы?

— Да, конечно. Новые стандарты образования для начальной и средней школы, для довузовского профессионального образования в колледжах дают гораздо больше возможностей для формирования подобных навыков. Они позволяют при желании и грамотном подходе выстроить учебную деятельность так, чтобы эти навыки развивались.

Но одним изменением программ сложно будет ограничиться, здесь требуется комплекс мер. В первую очередь нужно создавать стимулы к тому чтобы система образования начала работать на формирование адекватных навыков и компетентностей, нужно устранить сложившийся перекос в сторону трансляции базовых знаний от учителя, преподавателя к ученику, студенту. Безусловно, нужно будет проводить серьезную подготовку учителей, учить педагогов развивать сложные когнитивные и социальные навыки учеников. Нужно будет также научиться аккуратно замерять результаты этой работы.

- Можно ли здесь воспользоваться зарубежным опытом? Наверняка  в мире есть успешные примеры решения этой задачи…

— Конечно. Например, страны Латинской Америки — Чили, Перу, Бразилия – уделяют большое внимание оценке образовательных результатов, там уже сформирована культура измерения результатов обучения. Среди наших соседей в Европе это, безусловно, Финляндия – лидер и в PISA, Великобритания, где высока культура развития навыков и компетентностей школьников, студентов, и взрослого населения, а также сформировались практики и разработаны современные инструменты оценки образовательного результата. Такие техники оценки активно осваиваются в Сингапуре, в Китае.

- Что можно посоветовать студентам, которые хотят приобрести дефицитные навыки и компетенции, чтобы повысить свою востребованность на рынке труда после окончания вуза?

— Я думаю, что прямым действием такие проблемы не решаются. Вряд ли стоит  делать специальный курс по развитию добросовестности или по формированию экстравертности, открытости к новым идеям. Социальные навыки, когнитивные навыки высокого порядка  можно развить через деятельность, через решение специальных учебных задач.

Самим студентам, к сожалению, будет довольно сложно такой дефицит у себя увидеть и начать его устранять. Важно создать систему информирования о ситуации на рынке труда, которая позволит всем заинтересованным сторонам получить представление о том, какие профессии востребованы рынком,  какие навыки вознаграждаются рынком труда, каковы перспективы занятости, развития карьеры в той или иной сфере деятельности.

Но что может сделать студент, что, безусловно, повысит его шансы на удачное трудоустройство и на карьеру – это раннее знакомство с миром труда. И серьезное отношение к производственной практике. Такая практика — не неизбежная  формальность,  а реальная возможность увидеть, почувствовать, что нужно рынку труда, что востребовано, что ценится. Чтобы дальше, в процессе учебы, стараться эти навыки развивать.

К сожалению, сейчас в вузах студенты часто выстраивают свои образовательные траектории таким образом, чтобы можно было с наименьшими усилиями получить диплом. Они выбирают те курсы и факультативы, по которым проще сдать зачет или экзамен. Система образования не дает им стимулов для того, чтобы ориентироваться на успешный выход на рынок труда, а не на получение диплома. А работодатели на диплом обращают все меньше и меньше внимания.

- В последнее время руководство страны провозгласило курс на ликвидацию т.н. неэффективных вузов, филиалов, «торгующих дипломами». Можно ли ожидать, что эта кампания поможет уменьшить разрыв между потребностями рынка труда и реальными навыками выпускников вузов?

— Безусловно, нужно выстраивать понятную прозрачную систему оценки результатов деятельности любых институтов в сфере образования – университетов, колледжей и школ. Нужно обсуждать и договариваться — какой образовательный результат является востребованным, за какой результат должно платить государство.  Мне кажется, что данная инициатива — это попытка  выстроить такую систему.

В целом, конечно, нужно давать университетам стимулы развиваться в соответствии с приоритетами экономического и социального развития страны, в соответствии с приоритетами министерства образования. Без этого система не начнет меняться к лучшему.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала