Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Социальный навигатор

Нехватка навыков у работников стала болевой точкой российского бизнеса

Проблема неадекватности навыков российских работников стала в последнее время одним из главных препятствий для развития отечественных компаний, наравне с коррупцией, утверждают исследователи. Решать эту проблему нужно еще до того, как будущий работник закончит школу, и переход на новые образовательные стандарты может этому помочь, считают они.

Анна Курская, РИА Новости

Проблема неадекватности навыков российских работников стала в последнее время одним из главных препятствий для развития отечественных компаний, наравне с коррупцией, утверждают исследователи. Решать эту проблему нужно еще до того, как будущий работник закончит школу, и переход на новые образовательные стандарты может этому помочь, считают они.

Сотрудники Всемирного банка раз в 2-3 года проводят в разных странах исследования BEEPS, посвященные изучению преград для роста, с которыми сталкивается местный бизнес. В 2012 году они, совместно с Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ (ЛИРТ НИУ ВШЭ), провели исследование «Дефицит навыков в России: вызовы для системы образования в условиях перехода к инновационной экономике».

«Три последних исследования показали, что в России проблема нехватки адекватных навыков, компетентностей  входит в тройку ключевых проблем, препятствующих росту компаний, идя рядом с коррупцией, опережая проблемы налогообложения, доступа к финансам, энергии и земле», — рассказал РИА Новости специалист по образованию, руководитель проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка Кирилл Васильев.

Чтобы узнать, каких навыков особенно не хватает работающим россиянам, исследователи опросили 1500 работников, руководителей отделов кадров 1500 предприятий с численностью не менее 50 человек, а также 1000 студентов первых курсов и 1000 студентов выпускных курсов.

Опасный дефицит

Прежде чем поделиться выводами, к которым пришли специалисты, стоит вспомнить тривиальную истину, что работник работнику рознь. К примеру, рабочему на стройке и руководителю рекламного агентства приходится решать совершенно непохожие задачи, применяя при этом разные умения.

Поэтому исследователи условно разделили всех работников на три категории: на рабочих, специалистов и руководителей. С оговоркой, что в реальности между этими категориями существует множество различных групп занятости.

Исследование показало, что дефицит навыков для трех ключевых групп различается, но у них есть нечто общее: недостаточно развитые профессиональные знания и умения ни в одной из групп не оказались на первом месте. Вместо этого работодателей волнует нехватка у сотрудников таких навыков, как добросовестность, умение принимать решения, действовать в нестандартной ситуации, общаться с коллегами, работать с информацией.

Для рабочих, например, очень остро стоит проблема добросовестности наряду с нехваткой чисто профессиональных навыков, рассказал Кирилл Васильев.

«У специалистов дела с умением читать, писать, знанием иностранного языка и основ компьютерной грамотности, в общем, обстоят неплохо, но как только речь заходит о более сложных когнитивных навыках, здесь начинаются провалы, — продолжил он. —  Для руководителей, пожалуй, актуальна нехватка лидерства и умения решать нестандартные задачи».

Выводы исследователей подтверждают и специалисты по подбору персонала. Они на практике сталкиваются с тем, что трудоустройству работников часто препятствует не их профессиональная некомпетентность, а такие чисто человеческие недостатки, как желание «перетянуть одеяло на себя», неумение конструктивно общаться с коллегами и начальством.

«Наиболее часто кандидаты получают отказ, если не проходят по таким компетенциям как организация работы, самостоятельность и ответственность, работоспособность и стрессоустойчивость, выстраивание отношений с партнерами, клиентами и коллегами», — рассказала РИА Новости руководитель отдела аналитики портала Superjob.ru, главный редактор журнала "Зарплатомер" Валерия Чернецова.

Решения принимать не умеем

Оказалось, что у всех категорий работников, от руководителей до рабочих, есть общая беда – все они плохо умеют решать проблемы. А ведь проблемы возникают при любой работе… Конечно, это волнует работодателей, и даже больше, чем что-либо другое.

Интересно, что сами работники, как правило, этого недостатка за собой не замечают. Им кажется, что для достижения успеха, в первую очередь, им стоило бы подучиться иностранному языку или выработать в себе эмоциональную устойчивость.

К сожалению, научиться принимать решения, брать на себя ответственность взрослому человеку не так просто, как выучить язык. Навык принятия решений закладывается еще в детстве, и его можно целенаправленно развивать у детей через специальные задания во время обучения в школе, рассказал Кирилл Васильев.

В более старшем возрасте, однако, также можно развивать  способности решать проблемы, работать в группе, эффективно общаться, считает он.

«Развитие таких навыков происходит через встраивание специальной деятельности в образовательный процесс – проведение самостоятельных и групповых исследований, решение практических задач, работу в группе, обсуждение проблем и совместный поиск решений», — отметил эксперт.

У взрослых формировать такие навыки, конечно, сложнее, но и это возможно. Однако работодатели, как показало исследование, задачу развития у своих сотрудников этого и других подобных навыков, перед собой вовсе не ставят. Они предпочитают отыскивать тех, кто уже что-то умеет.

Тех, кто готов брать ответственность на себя и принимать решения, всегда бывает гораздо меньше, чем тех, кто ждет конкретных указаний. Но эти люди быстрее поднимаются по карьерной лестнице и занимают позиции руководителей, говорят сотрудники кадровых агентств.

Корень проблемы – в школе

Международные исследования функциональной грамотности школьников PISA показывают, что в ситуации, когда надо действовать не по заданному образцу, применять знания для решения жизненных проблем, российские дети занимают далеко не первые места в мире.

Похоже, отечественная система образования сама много лет воспроизводит работников, которые не умеют справляться с нестандартными ситуациями. Будет ли эта ситуация меняться к лучшему?

«Новые стандарты образования для начальной и средней школы дают гораздо больше возможностей для формирования подобных навыков. Они позволяют при желании и грамотном подходе выстроить учебную деятельность так, чтобы эти навыки развивались», — отметил Кирилл Васильев.

Но изменить учебные программы недостаточно, требуется целый комплекс мер, включающих серьезную подготовку учителей, считает эксперт. Здесь российская система образования могла бы позаимствовать опыт коллег из-за рубежа, например, из Финляндии – лидера по исследованиям PISA.

Пока же главная роль в развитии таких личностных качеств детей, как способность отвечать за свои поступки и принимать решения, принадлежит родителям, считает Валерия Чернецова.

«Конечно, важно, чтобы этим занимались школы и вузы. Но основная, на мой взгляд, ответственность здесь лежит на родителях и семье. Как ни будут стараться преподаватели обучить этим навыкам, вряд ли из школьника или студента получится человек, умеющий «рулить проблемы», если родители в детстве не работали над этим, а решали сами все проблемы своего чада», — отметила она.

В целом, чем раньше ребенка начать целенаправленно обучать таким навыкам, тем более качественного работника в будущем получит рынок труда, резюмировала эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала